Валышков И.Л. Баландин А.В., Алиев М.М, "Обеспечение промышленной безопасности на этапе выдачи сжиженного газа на АГНКС"

Валышков И.Л. Баландин А.В., Алиев М.М, "Обеспечение промышленной безопасности на этапе выдачи сжиженного газа на АГНКС"

Вопрос перехода с бензинового топлива на газовое уже давно рассматривается Газпромом как наиболее удачный альтернативный вариант эксплуатации автомобилей. Учитывая положительный опыт в данной сфере дружественной Армении, в правительство Российской Федерации уже готовятся внести законопроект о замещении бензина природным газом.

Выдача сжиженного газа на АГНКС (Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) – ответственная задача, требующая максимального внимания и высокого профессионализма со стороны как инженеров и работников станции, так и самих водителей. Вопрос безопасности относительно используемых в производстве систем защиты в последние годы поднимается на газовых форумах чаще, сравнительно с предыдущими. Это неудивительно, учитывая то, что оборудование систем безопасности на АГНКС достаточно устарело: средний возраст такой станции на сегодняшний день превышает 26 лет. Денежных средств, выделяемых на бюджетной основе, а также в счет инвестирования, не хватает для того, чтобы охватить проблемы каждой из АГНКС России. Однако, в рамках II Национального Нефтегазового форума, Максим Лобанов, (Минэнерго РФ), заявил: «…правовые барьеры, сдерживающие развитие сети АГНКС, должны быть сняты уже до конца этого года.

Зал славы

В том числе это касается закона, который приравнивает АГНКС к промышленным опасным объектам». На данный момент вопрос о проведении подобных поправок в законодательство находится в разработке. А вот уже существующие на данный момент положения, одобренные Госгортехнадзором России, являются своего рода догмой в вопросе безопасности для работников и владельцев АГНКС.

Требования к охране труда, или что может произойти в результате халатности.

Первое, о чем стоит упомянуть – хотя это и так понятно без лишних слов -, это требования конкретно к работникам станции: возраст старше 18 лет, аттестация Госгортехнадзором, знания требований безопасности и поведения в экстренных ситуациях. Еще одно требование вопроса безопасности – эффективная система оповещения в случае аварийной ситуации, а также план эвакуации сотрудников со станции в случае форс-мажора. В случае территориальных и других особенностей расположения и работы АГНКС в целом, руководством станции могут быть разработаны и предприняты дополнительные меры безопасности.

Что касается работы с техникой на АГНКС, она должна проводиться строго в соответствии с требованиями утвержденными Госгортехнадзором России. Печальным примером безответственного отношения к общим требованиям Госстандарта может служить случай, произошедший на крымской АГНКС 4 сентября 2013 года. Посреди бела дня на заправке произошел взрыв композитного металлопластикового автомобильного баллона без последующего горения в автомобиле Daewoo Nexia. Подлинные причины до сих пор не установлены, но версии представлены две: взрыв по причине технических неполадок и взрыв по причине некорректной организации работы. Рассматривая данный случай с точки зрения неверного подхода к работе можно предположить несколько вариантов ошибок рабочих:

  • Нарушение герметизации газобаллонного оборудования, или выход его из строя, незамеченный работниками станции;
  • Утечка взрывоопасных паров в связи с неосторожным обращением;
  • Нарушение прядка работы с взрывоопасным оборудованием.

И это далеко не полный список нелепых причин, в связи с которыми могут произойти несчастные случаи. Стоит отметить, что ошибка работников станции, если, конечно, данный инцидент произошел именно по это причине, обошлась ценою в жизнь – погиб водитель автомобиля, находившийся неподалеку от взрыва. И такие случаи, к сожалению, – далеко не редкость.

Стоит отметить, что контроль за действиями водителей также должен осуществляться работниками станции, по причине того, что не все присутствующие на АГНКС посторонние лица осознают ответственность выполняемых ими действий. Доказательством тому является случай, произошедший в Краснодарском крае 12 февраля 2010 года. В момент работы станции произошло возгорание, в результате которого сгорели 3 из 8 боксов заправочного павильона и был поврежден автомобиль ГАЗ-3307. Причиной происшествия послужило халатное отношение водителя грузового транспортного средства к правилам безопасности на АГНКС. Согласно комментариям, данным представителем службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром», причиной возгорания общей площадью в 60 кв. метров послужило «нарушение процесса заправки водителем ГАЗ-3307, который не отключил заправочный шланг и начал движение».

Обеспечение безопасности технической составляющей работы станции является не менее важным аспектом, контроль за которым должен осуществляться строго по ГОСТу. К слову, в Армении, за опытом газового оборота которой так следит российской Газпром, на АГНКС не устанавливаются клапаны, контролирующие подачу газа. А это – одна из важнейших составляющих вопроса безопасности. В случае опасности, клапаны обязаны закрываться в целях предотвращения взрыва. Согласно статистическим данным, опубликованным в статье Виктории Араратян сетевого информационно-аналитического агентства «PanARMENIAN News», в 2008-2009 годах в Армении на газозаправочных станциях взорвалось 18 автомобилей с двумя смертельными исходами. К слову, Газпрому не стоит повторять ошибок Армении и стоит проследить за заправкой автомобилей, располагающих газовыми клапанами с передней части, а не с задней.

О вопросе пожаровзрывобезопасности

В качестве примера эффективного предотвращения и успешной ликвидации пожара, в данной статье можно привести случай, произошедший на Кировоградской АГНКС. Возгорание огня было ликвидировано настолько локально и технично, что о пожаре не было упомянуто ни в одном из федеральных СМИ. Единственное доказательство происшествия – видео – опубликовано пользователем под никнеймом «LISS08061978» на его канале в YouTube.

По всей вероятности, возгорание транспортного средства произошло в связи с пролитым на поверхность земли жидким природным газом. В условиях данного обстоятельства следует пресечь распространение газа и перекрыть его поступление к очагу пожара. В силу того, что возгорание оказалось не слишком обширным, окружающие объекты не подверглись тепловому воздействию. Однако, на видео видно, что подъехавшая на место происшествия пожарная машина, обладающая не менее 50 л/с водной жидкости, незамедлительно начала защищать станцию от огня посредством водного орошения.

Находящиеся на станции обязательные водяные установки на видеозаписи не видны, однако, их наличие на каждом из объектов АГНКС крайне необходимо. Его источником может служить противопожарный кольцевой водопровод высокого давления. Стоит отметить, что тушение водой горящего резервуара запрещено по причине усиления водой испарения пролившегося сжиженного природного газа и интенсивности горения.

Подводя выводы анализа данной ликвидации пожара, следует предположить, что все стандарты ГОСТа относительно обслуживания и общей структуры данной АГНКС был учтены в полной мере.

Еще одним несчастным случаем, произошедшим по причине небрежного отношения к правилам в вопросе пожаровзрывобезопасности, является взрыв в Луганске, случившийся 14 июля 2011 года. Согласно данным ГУ МЧС Украины в Луганской области, взрыв и последующее возгорание транспортного средства произошло в связи с разрывом газового баллона на одной из газозаправочных станций. Однако, пожарным удалось предотвратить последующее распространение огня путем проведения охлаждения уцелевших на станции баллонов. В связи с этим, находившиеся вблизи оператор заправочной станции и водитель не пострадали.

22122015-5.jpg

Эти и другие случаи возникновения опасных для жизни ситуаций на АГНКС наглядно доказывают необходимость строгого контроля исполнения установленных положений безопасности. Кто знает, как бы развернулась ситуация, если бы на описанных выше станциях не было предусмотрено наличие оборудований с  ручными пожарными извещателями для вызова пожарной охраны.

Охрана окружающей среды и экологии

Экологическое направление является одним из важных направлений в работе обслуживания АГНКС. Оно включает в себя как непосредственные работы по охране окружающей среды, так и работы, способствующие снижению воздействия на природную среду. Рациональное использование природных ресурсов, а также грамотный и профессиональный подход к обеспечению работы АГНКС играет значительную роль в вопросах формирования обеспечения охраны окружающей среды и экологии.

Согласно отчетным данным ОАО «Газпром» за 2003 год, ощутимый вред, превышающий возможный ущерб окружающей среде, установленный ГОСТом, выявлен не был. Увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ дочерними обществами и организациями компании по сравнению с 2002 годом составляет 5,4 % и составили 2 364,3 тыс. т. Это связано с ростом объемов добычи и транспортировки газа. При этом величина валовых выбросов не превысила разрешенных значений, составив 56,9 % от разрешенной массы выбросов (в 2002 г. – 53,5 %).

Охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных при строительстве земель и санитарно-защитных зон с озеленением территории проходит в установленных позициях и придерживается положительной тенденции. Это происходит благодаря использованию новейших технических средств в оснащении аппаратов станций.

22122015-6.jpg

Установленная ГОСТом отчетность относительно влияния процессов добычи и транспортировки  сниженного природного газ предоставлена на сайте ОАО «Газпром» и находится в открытом доступе.

Постоянный природно-производственный экологический мониторинг деятельности подразделений по защите и охране окружающей среды в сфере газового обеспечения АГНКС позволяет обеспечивать максимальную промышленную безопасность на этапе выдачи сжиженного газа на АГНКС.

Контроль почвы, а также детальное изучение особенностей местной окружающей среды – вот необходимые условия для начального этапа разработки установки АГНКС. Если будут учтены данные условия, загрязнение окружающей среды, которое, к слову, и так является неизбежным, снизится к минимуму и, будем надеяться, не принесет ощутимого вреда экологии местности.

22122015-7.jpg

Подводя итоги…

В заключение всего вышенаписанного хочется отметить следующее: соблюдение правил обеспечения промышленной безопасности на этапе выдачи сжиженного газа на АГНКС, безусловно, важно, но также не стоит забывать о тенденциях развития добычи и транспортировки сжиженного природного газа, которые также требуют к себе отдельного внимания.

22122015-8.jpg

Анализируя печальный опыт действий как сотрудников, так и водителей на станциях, стоит отметить, что подобного рода ошибок можно избежать, следуя инструкциям, описанным в ПБ 08-342-00 (Правила безопасности при производстве, хранении и выдаче сжиженного природного газа (СПГ) на газораспределительных станциях магистральных газопроводов (ГРС МГ) и автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). И даже водителям транспортных средств, которые, казалось бы, и не имеют вовсе никакого отношения к обеспечению промышленной безопасности на этапе выдачи сжиженного газа, следует хотя бы мельком прочитать данное положение. Ведь цена времени даже рядом не стоит с ценой жизни людей.

Также стоит отметить, что развитие добычи и транспортировки сжиженного природного газа не стоит на месте. С каждым годом на различных конференциях и заседаниях предлагаются новые предложения о технологиях добычи и реализации сжиженного природного газа. Следовательно, параллельно предложениям о таких нововведениях должны представляться и новые правила обеспечения промышленной безопасности на этапе выдачи сжиженного газа на АГНКС. Желательно, чтобы последнее положение было прямым дополнением первого в обязательном порядке.

Главный инженер ООО «ЭКОЛ и НК» Валышков Игорь Леонидович

Генеральный директор ООО « Комплексстрой» Баландин Андрей Викторович

Ведущий инженер эксперт ООО ЦЭДиК «Нефтегазэнерго» Алиев Мурад Магомедрасулович

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp