Константинов В.А. "Обеспечение требований промышленной безопасности при сливе-наливе хлора в транспортные емкости, а также при его перевозке"

Константинов В.А. "Обеспечение требований промышленной безопасности при сливе-наливе хлора в транспортные емкости, а также при его перевозке"

Константинов Вячеслав Алексеевич, начальник отдела АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ

Обеспечение требований промышленной безопасности при сливе-наливе хлора в транспортные емкости, а также при его перевозке.

Речь пойдет о сливе-наливе хлора в транспортные емкости. Вопрос очень непростой, ведь тематика промышленной безопасности часто занимает ведущее место в организациях, занимающихся этой деятельностью. Хоть и существуют прописанные правила, требования, стандарты, которых должны придерживаться организации, но многим по собственной халатности или по невнимательности, удается не соблюдать устоявшиеся меры безопасности.

В данной статье будет рассмотрен пример недобросовестной работы, при которой осуществлялся налив жидкого хлора в емкость для ее перевозки и поэтому произошёл взрыв. А также рассмотрим, из-за чего произошла данная авария. Вариантов, конечно же, большое количество, но всегда есть причина, вследствие чего происходит плачевная ситуация. Одной из них, безусловно, является нарушение пунктов эксплуатации и использование оборудования при сливе-наливе хлора. А также возможно это просто человеческий фактор. К примеру, такой как ошибка персонала, осуществляющего слив-налив вещества. Или же это ошибка в проектировании или конструктивные недостатки оборудования. Для общего понимания следует изучить общие предельно допустимые точки, перевалив грань которых вызывается серьёзная авария при обращении с хлором.

20011016B1.jpg

Для начала рассмотрим статистику несчастных случаев в виде таблицы, где представлено процентное соотношение основных направлений возникновения данных ситуаций:

Слив-налив в транспортные емкости 12%
Хранение, испарение и дозировка хлора 55%
Транспортировка хлора автомобильным или железнодорожным путем 13%
Производство хлор-газа 8%
Производство жидкого хлора 12%

По статистическим данным, мы отчетливо видим, что процент аварийности при сливе-наливе в транспортные емкости, составляет 12%. С одной стороны – это довольно низкий процент среди остальных имеющихся, но стоит обратить внимание, что от такого рода аварии никто не может быть застрахован на 100%.

Разрешается воспользоваться данным постановлением

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2008 года «О федеральной службе по экологическому и атомному надзору», приняли утвердить Федеральные нормы и правила промышленной безопасности, которые прилагают к приказу и документации «Требования к безопасному транспортированию опасных веществ, имеющихся на опасных производственных объектах».

Безопасное хранение хлора При хранении жидкого хлора предписанными нормами утвержден радиус опасной зоны:

  1. 1. Для складов хлора в баллонах – 150м.
  2. 2. Для складов хлора в контейнерах – 500м.
  3. 3. Для складов хлора в танках – в пределах глубины распространения хлорного облака с поражающей концентрацией (возможно, определить только расчетом).

В пределах указанных опасных зон, запрещено размещение объектов культурно-бытового и жилищного значения.

Есть определенные предупреждающие данные аварии – нюансы, на которые стоит обратить пристальное внимание:

  • Прежде всего, все начинается с организации данных работ. И собственник, сделавший заказ на налив-слив жидкого хлора, с целью его транспортировки, должен в первую очередь узнать всё о документах хлорной тары. К  ним относятся следующие документы:
  1. паспорта на данные емкости;
  2. техническое описание;
  3. инструкции по эксплуатации;
  4. журналы ремонта;
  5. журналы наполнения;
  6. журналы испытаний.
Между прочим, интересные факты Хлор получили в 1774 году, первооткрывателем стал шведский химик – Карл Вильгельм Шееле. Он описал химическое соединение, где взаимодействие произошло 
между пиролюзитом и соляной кислотой:


  • Далее нужно обратить внимание на окраску наружной поверхности транспортируемой тары для жидкого хлора. Она должна иметь отличительные полосы и надписи, соответствующие стандартам и техническим условиям организации – изготовителя тары. Данную окраску изготовленной транспортной тары осуществляет организация изготовитель. Помимо этого, каждая транспортная тара должна быть промаркирована в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013;

ДЛЯ ВСЕОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ
 
Жидкий хлор, находящийся в трубопроводах, у которого рабочая температура т – 40-70 градусов по Цельсию и хлор, находящийся в наружных трубопроводах, и размещен в климатической местности с температурой ниже – 40 градусов, должны быть изготовлены из стали с маркой 10Г2, а также 09Г2С, Х18Н10Т или сталей хладостойкого назначения.
  • Жидким хлором следует заполнять только исправные, специально предназначенные для данных продуктов (веществ) тары. Строго не должны наполняться тары, которых истек срок эксплуатации их технического освидетельствования. Если имеются механические повреждения и другие дефекты (трещины, вмятины, изменение формы), неисправность ходовой части, неисправная запорная арматура, не демонтированы сифонные трубки из баллонов – то данная тара также не должна допускаться к перевозкам;

Степень диссоциации молекулы хлора Cl2 → 2Cl при 1000 К равна 2,07·10−4%, а при 2500 К — 0,909 %

  • Cлив и налив жидкого хлора должен осуществляться путем передавливания за счет создания перепада давления между опорожняемым и наполненным сосудом. Существует так же возможность осуществлять слив-налив с помощью насосов специально предназначенных для этого;

  • Крайне важно расположить пункт слива-налива в специальном боксе, максимально приближенном к складу хлора и с удалением на безопасное расстояние от объектов, на которых может произойти взрыв или пожар.

20011016B3.jpg

Порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором.

Помимо этих условий, обозначенных в первой части статьи существует так же порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором, в котором имеется объемное количество нюансов по проверке оборудования и условий совершения слива-налива. И нужно знать на 100%, исключение одного пунктов соблюдения правил безопасности может привести к взрыву на производстве и пожару.

Порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором должен строго начинаться с подготовки вагона-цистерны к наливу в специально оборудованном месте с четким использованием последовательности пунктов:

  • Изначально необходимо выявить и отбраковать те вагоны, у которых истекает срок назначенного освидетельствования;
  • Далее проводится визуальный осмотр состояния наружной поверхности вагона-цистерны с целью обнаружения механических повреждений и дефектов на ней;
  • Следом измеряется остаток давления в цистерне, затем взвешивается объём;
  • Потом снимаются заглушки с вентилей и проверяются герметичность всего вагона-цистерны;
  • Затем после всех этих мероприятий уполномоченным представителем дается разрешение на наполнение вагона-цистерны.
Важная формула

На аноде видно происхождение окисления ионов хлора из электролита, а затем  выделяется хлор:

— основной процесс


Для востребования можно воспользоваться данным постановлением

Опасные вещества необходимо транспортировать в соответствии с Федеральными нормами, а также правилами, касающиеся область промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», Ростехнадзор утвердил данное положение приказом от 11 марта 2013 г.

Все вагоны после наполнения жидким хлором, должны пройти процедуру «отстоя» на территории организации в течение суток. Также каждую смену работники должны проводить визуальный осмотр и контроль на наличие утечки хлора. После «отстоя» вагоны цистерны формируют в партии для отправления потребителям.

Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться при возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом, с минимальным количеством остановок.

20011016B7.jpg

Прием и опорожнение вагонов-цистерн с жидким хлором.

Организация, которая принимает груз и опорожняет вагоны цистерн с жидким хлором, должна производить работу в соответствии со всеми правилами и нормами. В первую очередь, нужно произвести визуальный осмотр цистерны, проверить наличие на ней пломб, исправность и герметичность запорной арматуры. Система опорожнения должна иметь световую и звуковую сигнализацию об окончании слива хлора.

После завершения слива хлора абгазы из цистерны отводят в абгазную систему до остаточного давления не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см). Верхний предел остаточного давления в вагоне-цистерне не должен превышать давления насыщенных паров хлора в сосуде, соответствующего температуре окружающей среды. Затем цистерну нужно отсоединить от трубопроводов, снять манометр, а на запорную арматуру установить стандартные заглушки. Затем цистерну нужно обязательно проверить на герметичность в сборе. И только после этого следует установить защитные колпаки.

Непредвиденная катастрофа

Авария произошла 12 февраля 2014 года, она заняла район эстакады слива-розлива нефтепродуктов. На Рязанском НПЗ загорелись нефтепродукты из-за того, что с рельс сошли цистерны в количестве 4-х штук. Пожар оказался под повышенным номером сложности. Возгорание смогли предотвратить в полдень 13 февраля. Сумма ущерба составила немалых денег – 9,5 миллионов рублей.

В ходе исследования установили, что возгорание произошло в результате того, что произошло самопроизвольное движение железнодорожного состава, а затем последовало отсоединение цистерн, в количестве 4-х штук. Чаще всего аварии подобного характера случаются из-за небрежного отношения сотрудников. Чтобы не произошли подобные случаи, необходимо использовать трубопроводную арматуру, а сотрудники должны смотреть за используемым транспортом и оборудованием.

Техника безопасности, которую должен знать каждый

Все подобные аварии не происходят просто так, и, разумеется, нарушение техники безопасности перевозки столь опасного груза приводит к необратимым последствиям.

Вообще любой взрыв хлора очень опасен для жизни и здоровья как людей, как непосредственно находящихся вблизи случившейся аварии, так и для населения города, находящегося вблизи места аварии. На примерах, описанных ранее в статье видно, что от неисполнения элементарных требований безопасности происходят ужасные ситуации. В особенности большую опасность представляют собой выбросы химико-биологических веществ в атмосферу с предельным содержанием хлора. Но если это и случилось, то при данной ситуации слаженно должны работать не только специальные службы, которым вверена данная функция, но и проинформированные сотрудники предприятий о технике безопасности.

Вот краткий перечень мероприятий, необходимых при осуществлении которых вы можете максимально обезопасить себя:

  1. 1. Необходимо располагать точной информацией об аварии (месте, времени). Надеть средства защиты органов дыхания, кожи;
  2. 2. Нужно как можно скорее выйти с зоны химического заражения. Следует двигаться в сторону обратную направлению ветра, несущего облако хлора. При этом необходимо избегать переходов через туннели, овраги, лощины, т.к. хлор оседает в низких местах и имеет там повышенную концентрацию;
  3. 3. Если из зоны заражения выйти невозможно, нужно остаться в помещении и произвести герметизацию (закрыть плотно окна, вентиляцию, дымоходы, уплотнить щели на стыках рам окон, и подняться на верхние этажи);
  4. 4. Выйдя из опасной для здоровья и жизни зоны, снимите верхнюю одежду, оставьте ее на улице, примите душ, промойте глаза и носоглотку.

Итоги всей статьи

В данной статье мы рассмотрены риски возникновения катастроф и аварий при несоблюдении техники безопасности в ходе проведения каких-либо работ, а также описаны аварии, связанные с хлором. Сегодня по вопросу химико-биологических аварий и техники безопасности на производствах уделяется довольно малое внимание, тем самым организации допускают опасность для жизни и здоровья своих сотрудников и близ живущего населения, которое является зачастую беззащитным. Эти ситуации, увы, случаются и если приводить статистику, то аварии на промышленных предприятиях происходят в 1.5 раза чаще, чем на любых других.

В целом можно сделать вывод, что техника безопасности на столь опасных предприятиях, прежде всего, необходима для специалистов, работающих там. Промышленная безопасность в нашей стране находится на уровне ниже среднего. Пусть и имеются отлично прописанные нормативные документы, правила, регламенты, но они слабо исполняются и контроль за деятельностью организаций, занимающихся деятельностью, связанной будто с хлором или какими-то другими веществами оставляет желать лучшего. И если, компании, работающие в данной сфере, будут халатно относиться к своей работе, то нам остаётся только надеяться на то что, в какой-то момент не произойдет техногенная или химическая катастрофа.

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp