Константинов Вячеслав Алексеевич, начальник отдела АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ
Обеспечение требований промышленной безопасности при сливе-наливе хлора в транспортные емкости, а также при его перевозке.
Речь пойдет о сливе-наливе хлора в транспортные емкости. Вопрос очень непростой, ведь тематика промышленной безопасности часто занимает ведущее место в организациях, занимающихся этой деятельностью. Хоть и существуют прописанные правила, требования, стандарты, которых должны придерживаться организации, но многим по собственной халатности или по невнимательности, удается не соблюдать устоявшиеся меры безопасности.
В данной статье будет рассмотрен пример недобросовестной работы, при которой осуществлялся налив жидкого хлора в емкость для ее перевозки и поэтому произошёл взрыв. А также рассмотрим, из-за чего произошла данная авария. Вариантов, конечно же, большое количество, но всегда есть причина, вследствие чего происходит плачевная ситуация. Одной из них, безусловно, является нарушение пунктов эксплуатации и использование оборудования при сливе-наливе хлора. А также возможно это просто человеческий фактор. К примеру, такой как ошибка персонала, осуществляющего слив-налив вещества. Или же это ошибка в проектировании или конструктивные недостатки оборудования. Для общего понимания следует изучить общие предельно допустимые точки, перевалив грань которых вызывается серьёзная авария при обращении с хлором.
Для начала рассмотрим статистику несчастных случаев в виде таблицы, где представлено процентное соотношение основных направлений возникновения данных ситуаций:
Слив-налив в транспортные емкости | 12% |
Хранение, испарение и дозировка хлора | 55% |
Транспортировка хлора автомобильным или железнодорожным путем | 13% |
Производство хлор-газа | 8% |
Производство жидкого хлора | 12% |
По статистическим данным, мы отчетливо видим, что процент аварийности при сливе-наливе в транспортные емкости, составляет 12%. С одной стороны – это довольно низкий процент среди остальных имеющихся, но стоит обратить внимание, что от такого рода аварии никто не может быть застрахован на 100%.
Разрешается воспользоваться данным постановлением
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2008 года «О федеральной службе по экологическому и атомному надзору», приняли утвердить Федеральные нормы и правила промышленной безопасности, которые прилагают к приказу и документации «Требования к безопасному транспортированию опасных веществ, имеющихся на опасных производственных объектах».
Безопасное хранение хлора При хранении жидкого хлора предписанными нормами утвержден радиус опасной зоны:
В пределах указанных опасных зон, запрещено размещение объектов культурно-бытового и жилищного значения.
Есть определенные предупреждающие данные аварии – нюансы, на которые стоит обратить пристальное внимание:
Степень диссоциации молекулы хлора Cl2 → 2Cl при 1000 К равна 2,07·10−4%, а при 2500 К — 0,909 %
Порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором.
Помимо этих условий, обозначенных в первой части статьи существует так же порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором, в котором имеется объемное количество нюансов по проверке оборудования и условий совершения слива-налива. И нужно знать на 100%, исключение одного пунктов соблюдения правил безопасности может привести к взрыву на производстве и пожару.
Порядок наполнения вагонов-цистерн жидким хлором должен строго начинаться с подготовки вагона-цистерны к наливу в специально оборудованном месте с четким использованием последовательности пунктов:
Для востребования можно воспользоваться данным постановлением
Опасные вещества необходимо транспортировать в соответствии с Федеральными нормами, а также правилами, касающиеся область промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», Ростехнадзор утвердил данное положение приказом от 11 марта 2013 г.
Все вагоны после наполнения жидким хлором, должны пройти процедуру «отстоя» на территории организации в течение суток. Также каждую смену работники должны проводить визуальный осмотр и контроль на наличие утечки хлора. После «отстоя» вагоны цистерны формируют в партии для отправления потребителям.
Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться при возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом, с минимальным количеством остановок.
Прием и опорожнение вагонов-цистерн с жидким хлором.
Организация, которая принимает груз и опорожняет вагоны цистерн с жидким хлором, должна производить работу в соответствии со всеми правилами и нормами. В первую очередь, нужно произвести визуальный осмотр цистерны, проверить наличие на ней пломб, исправность и герметичность запорной арматуры. Система опорожнения должна иметь световую и звуковую сигнализацию об окончании слива хлора.
После завершения слива хлора абгазы из цистерны отводят в абгазную систему до остаточного давления не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см). Верхний предел остаточного давления в вагоне-цистерне не должен превышать давления насыщенных паров хлора в сосуде, соответствующего температуре окружающей среды. Затем цистерну нужно отсоединить от трубопроводов, снять манометр, а на запорную арматуру установить стандартные заглушки. Затем цистерну нужно обязательно проверить на герметичность в сборе. И только после этого следует установить защитные колпаки.
Непредвиденная катастрофа
Авария произошла 12 февраля 2014 года, она заняла район эстакады слива-розлива нефтепродуктов. На Рязанском НПЗ загорелись нефтепродукты из-за того, что с рельс сошли цистерны в количестве 4-х штук. Пожар оказался под повышенным номером сложности. Возгорание смогли предотвратить в полдень 13 февраля. Сумма ущерба составила немалых денег – 9,5 миллионов рублей.
В ходе исследования установили, что возгорание произошло в результате того, что произошло самопроизвольное движение железнодорожного состава, а затем последовало отсоединение цистерн, в количестве 4-х штук. Чаще всего аварии подобного характера случаются из-за небрежного отношения сотрудников. Чтобы не произошли подобные случаи, необходимо использовать трубопроводную арматуру, а сотрудники должны смотреть за используемым транспортом и оборудованием.
Техника безопасности, которую должен знать каждый
Все подобные аварии не происходят просто так, и, разумеется, нарушение техники безопасности перевозки столь опасного груза приводит к необратимым последствиям.
Вообще любой взрыв хлора очень опасен для жизни и здоровья как людей, как непосредственно находящихся вблизи случившейся аварии, так и для населения города, находящегося вблизи места аварии. На примерах, описанных ранее в статье видно, что от неисполнения элементарных требований безопасности происходят ужасные ситуации. В особенности большую опасность представляют собой выбросы химико-биологических веществ в атмосферу с предельным содержанием хлора. Но если это и случилось, то при данной ситуации слаженно должны работать не только специальные службы, которым вверена данная функция, но и проинформированные сотрудники предприятий о технике безопасности.
Вот краткий перечень мероприятий, необходимых при осуществлении которых вы можете максимально обезопасить себя:
Итоги всей статьи
В данной статье мы рассмотрены риски возникновения катастроф и аварий при несоблюдении техники безопасности в ходе проведения каких-либо работ, а также описаны аварии, связанные с хлором. Сегодня по вопросу химико-биологических аварий и техники безопасности на производствах уделяется довольно малое внимание, тем самым организации допускают опасность для жизни и здоровья своих сотрудников и близ живущего населения, которое является зачастую беззащитным. Эти ситуации, увы, случаются и если приводить статистику, то аварии на промышленных предприятиях происходят в 1.5 раза чаще, чем на любых других.
В целом можно сделать вывод, что техника безопасности на столь опасных предприятиях, прежде всего, необходима для специалистов, работающих там. Промышленная безопасность в нашей стране находится на уровне ниже среднего. Пусть и имеются отлично прописанные нормативные документы, правила, регламенты, но они слабо исполняются и контроль за деятельностью организаций, занимающихся деятельностью, связанной будто с хлором или какими-то другими веществами оставляет желать лучшего. И если, компании, работающие в данной сфере, будут халатно относиться к своей работе, то нам остаётся только надеяться на то что, в какой-то момент не произойдет техногенная или химическая катастрофа.