Александрова Ю.Н. "Новые горизонты при подготовке рабочих"

Александрова Ю.Н. "Новые горизонты при подготовке рабочих"

Руководитель отдела кадров
АНО ДПО «МАСПК»
Александрова Юлия Николаевна

“Новые горизонты при подготовке рабочих”

За примерами далеко ходить не надо. Так, в декабре 2011 года тогда еще премьер-министр В.В. Путин на совещании в Санкт-Петербурге по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» отметил: «Нехватка высококвалифицированных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Для меня, честно говоря, это было удивительно, тем более что, на мой взгляд, «Опора России» провела достаточно репрезентативную выборку: 6 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса было опрошено в 40 регионах Российской Федерации.

Об этом же говорил еще в 2006 году весьма уважаемый в среде профессионального технического образования начальник Управления учреждениями образования Федерального агентства по образованию П.Ф. Анисимов в «Учительской газете»: «…дефицит высококвалифицированных кадров грозит в ближайшее время стать основной проблемой экономики». Кстати, само название статьи дает красноречивый ответ на главные сложности экономики: «Экономике России, в первую очередь, необходимы высококвалифицированные рабочие»

Исследователь данной проблемы М. Красильникова указывает, что руководителями предприятий (опрошено более 1000) одной из важнейших их проблем назван дефицит кадров. При этом наиболее острый вопрос стоит именно по квалифицированным рабочим кадрам: таковые сложности испытывает 77% предприятий.

Безусловно, нельзя сказать, что обозначенная проблема никак не решается. Постоянно вносятся поправки в законодательные акты, а подчас и вообще их полностью пересматривают, отменяют и вводят новые. Кроме того, так же существенно менялись за тот же период правила игры согласно другим нормативным актам, регламентирующим учебную деятельность в области промышленной безопасности, охраны труда, перевозки опасных грузов, электробезопасности. В такой ситуации учебным организациям приходится непросто, а промышленные предприятия не могут полагаться на планирование, поскольку замена только одних правил безопасности на другие приведет к незапланированным огромным расходам. Так, в результате введения новых «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» 17.12.2013 внеочередную проверку знаний правил промышленной безопасности придется пройти свыше 1 тысячи работников только ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», а это затраты в несколько миллионов рублей. Поэтому, когда сегодняшние исследователи указывают на такую особенность российских предприятий в области подготовки кадров, как низкие относительно западных стран затраты на обучение и отсутствие стратегического планирования4 , это, по крайне мере, отчасти объясняется неустойчивостью формирующейся нормативной правовой базы. А ведь это был всего лишь частный пример.

Когда речь заходит о дополнительном профессиональном образовании, если учитывать статистику в печатных и электронных средствах массовой информации, может сложиться впечатление, что данная сфера охватывает в основном образование, дополнительное к высшему. Публикаций на этот счет достаточно. Гораздо скуднее эта тема звучит касатель-но подготовки рабочих кадров по ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентируемая, по сути, только двумя статьями:

1) организация профессионального обучения,

2) квалификационный экзамен. Тем не менее, проблема подготовки рабочих кадров не менее серьезная на сегодняшний день, чем подготовка специалистов или повышение их квалификации. В этой плоскости можно выделить два основных фактора, оказывающих решающее влияние на всю систему обучения рабочих в России. Во-первых, это среда молодой рыночной экономики со всеми ее закономерными минусами – от слабости рынка до пресловутой коррупции. Во-вторых, необходимо еще раз назвать несовершенство законодательства, затянувшийся характер переходного периода.

Сложившаяся ситуация открывает новые горизонты для сферы дополнительного профессионального образования. Некоторые предприятия зачастую готовы согласовать программы подготовки рабочих вообще без производственного обучения, лишь бы они были короче и дешевле. Единственным препятствием при подготовке рабочих опасных производственных объектов является Ростехнадзор, следующий приказу от 29.12.2006 № 1154 «Об утверждении перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». Вряд ли данная организация согласует программы профессиональной подготовки рабочих без производственного обучения, однако срок этого обучения может быть существенно снижен, например до 16 часов.

Если выпускников вузов и ссузов далеко не всегда охотно принимают на работу, то человеку с «корочками» – свидетельством о рабочей специальности – устроиться значительно легче. Но чтобы получить соответствующее свидетельство, требуется квалификационная работа на рабочем месте. И получается замкнутый круг! В особо трудном положении оказываются независимые учебные организации, слушателей которых крайне редко удается устроить на производственное обучение. Поэтому ситуация хоть и стала более гибкой с введением в действие приказа Министерства образования № 1440, не поменялась. Нет смысла повторяться, пеняя на отсутствие системы подготовки рабочих в государственном масштабе. Однако очевидно, что при существующей ситуации производственное обучение рабочих едва ли может быть удовлетворительным. Положение несколько лучше в крупных корпоративных центрах, но они не могут удовлетворить все запросы рынка (к тому же, работают в значительной степени на свои внутренние нужды). Выше приведены примеры упрощения производственного обучения путем согласования программ с заказчиками, что, впрочем, вряд ли способно положительно повлиять на приобретение навыков будущими работниками ручного труда. Зато всё будет законно. Конечно, есть некоторые исключения. Так, вот уже несколько лет НП «Центр повышения квалификации кадров Пермьнефть» (независимая организация) плотно сотрудничает в производственном обучении с такими предприятиями, как ОАО «Пермнефтегеофизика», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ООО «Буровая компания «Евразия». Безусловно, обучение не длится месяцами, однако оно реально и эффективно. Практические навыки слушатели осваивают на электронных и механических тренажерах, которые хоть и приближены к реальным производственным процессам, но всё же не могут заменить производственного обучения.

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp