Осипова Е.В., Свидан Н.И. “Грузоподъемные механизмы и обеспечение безаварийности при их эксплуатации”

Осипова Е.В., Свидан Н.И. “Грузоподъемные механизмы и обеспечение безаварийности при их эксплуатации”

Осипова Елена Вячеславовна, ведущий конструктор НПАО «НПХ Рокада»

Свидан Николай Иванович, зам. генерального директора по науке НПАО «НПХ Рокада»

Грузоподъемные механизмы и обеспечение безаварийности при их эксплуатации.

Современное производство применяет большое количество разного оборудования и механизмов технической направленности. Практически во всех технологических циклах задействованы грузоподъемные механизмы, которые относятся к категории оборудования повышенной опасности.

После проведения анализа данных статистики по авариям и несчастным случаям, закончившихся смертью персонала при использовании грузоподъемных механизмов стало понятно, что сегодня уровень аварийности еще достаточно высок. Самыми опасными считаются башенные краны, на которые приходится до 40% случаев от общего числа аварий. если рассматривать со стороны травматизма, то до 30% смертельных исходов об общего числа тоже приходится на них.

После проведения анализа выяснилось, что наличие технических неисправностей не стало основной причиной аварий и несчастных случаев, чаще всего это организационные недочеты. Чаще всего чрезвычайная ситуация возникала там, где персонал и руководство не соблюдало инструкции, правила и требования промышленной безопасности.

Среди основных причин можно выделить:

  • Отсутствие эффективности системы производственного контроля.
  • Низкий уровень технологической и производственной дисциплины.
  • Нарушение требований указанных в инструкциях.
  • Неисполнение обязанностей сотрудниками и руководителями по организации и обеспечению безопасных условий на предприятии для сотрудников и отсутствие должной организации безопасного использования механизмов.

Чтобы лучше понять ситуацию стоит рассмотреть конкретные примеры. В 2013 году, 21 марта в городе Екатеринбурге произошла аварийная ситуация на ООО «ПромТехноЦентр». Необходимо было переместить ранее демонтированный консольно-поворотный кран в бункер, в литейном цехе используя мостовой кран. Во время проведения работы перемещаемая конструкция разрушилась, мастер, под чьим руководством проводились работы, был смертельно ранен.

Основная причина – плохая организация производственной работы, что выразилось в недостаточной организации контроля над исполнением правил промышленной безопасности и его осуществлении на опасном объекте. В процессе расследования выявились серьезные нарушения, а именно:

  • Передвижение груза, происходило без разработки схемы строповки, ответственное лицо отсутствовало, поэтому работа проводилась без осуществления его руководства работником, который не занимал должность стропальщика.
  • Пострадавший не должен был нахоится под перемещаемым грузом, это запрещено правилами безопасности.
  • Пострадавший оттягивал груз вручную в момент перемещения и опускания в бункер, не использовав оттяжки и крючья.

Есть и другой не менее яркий пример, который демонстрирует, как может закончиться эксплуатация кранов с нарушением правил промышленной безопасности.

В цеху открытого акционерного общества «МЭК» использовали электрический кран мостового типа, грузоподъемность которого 20 тонн, а пролет составляет 30 метров. В очередной раз, осуществляя подъем грейфера со шлаком на высоте одного метра произошел обрыв каната. Это действие повлекло за собой серьезные последствия, возникший рывок разрушительно повлиял на приводную балку, которая и так имела на своей поверхности трещины, в результате чего вся конструкция рухнула вместе с крановщиком, который погиб.

На территории «Металургического завода», а именно в его турбинном цеху ремонтные работы было решено выполнить с использованием мостового крана, грузоподъемность которого составляла 10 тонн. В момент подъема груза краном упала и была полностью разрушена главная балка с расстоянием пролета в 20 метров. До этого случая кран уже использовали на протяжении 18 лет.

Главные балки конструкции были сделаны сварными, имелась основная и дополнительная ферма. Падение конструкции спровоцировало разрушение на главной ферме нижнего пояса расстоянием восемь метров от опорной части. Излом случился в узле соединения к поясу раскосов горизонтальной фермы. После проведения исследования стало понятно, что наличие трещин в элементах сечения формы стали основной причиной сложившейся ситуации. Усталостные трещины были найдены и в вертикальном листе верхнего пояса, самая большая начиналась в сварном шве от нижней кромки листа, а вторая в месте соединения пояса со стеной. С первого взгляда стало понятно, что конструкция крана была сильно изношена, а дефекты не были выявлены вовремя.

Как было сказано в заключение комиссии, которая занималась расследованием, авария произошла из-за усталостного излома металла, что было вызвано долгим сроком эксплуатации оборудования и отсутствие необходимого надзора за состоянием металлической конструкции.

На практике стало ясно, что наиболее распространенная причина возникновения несчастного случая при использовании крана – нахождения сотрудников в опасной зоне в момент подъема груза, кантовке его или при опускании, как и при других операциях. По правилам стропальщик после закрепления груза должен уходить на безопасное расстояние при манипуляции с ним в дальнейшем. Место его нахождения должно хорошо просматриваться крановщиком, только отсюда он может подавать сигнал о начале работ.

Эти элементарные, но, в тоже время, основные правила безопасности нарушаются чаще всего, почему и возникают несчастные случаи на объекте. В процессе работы стропальщик отдает команду приступать к действиям еще в момент своего нахождения в опасной зоне и не всегда ее покидает в дальнейшем, крановщик, в свою очередь, видя, что ему может угрожать опасность продолжает выполнять свою работу и приводит технику в движение. Подобные действие в большей степени определены уровнем дисциплины на объекте, требовательностью начальства и наличием на объекте воспитательной и профилактической работы с сотрудниками.

Любое предприятие несет полную ответственность за жизнь и здоровье своего персонала. Многие, так как ОО «Искра-Турболгаз» и ООО «Кранмонтажремонт», пытаются уклониться от этой ответственности. Этим двум организациям, где при проведении монтажных работ по трубе выхлопа конструкции шумогасителя участка по перекачке газа произошел несчастный случай, уйти от ответственности не удалось. В момент проведения работ дело обстояло таким образом, что монтаж выполнялся работниками «Искра-турбогаз», в момент деятельности использовали  кран, переданный от «Кранмонтажремонта» по договору аренды с обслуживающим персоналом. В качестве персонала был обслуживающий кран машинист.

Одновременно с этими работами на другом участке, находящемся по соседству работала бригада рабочих от ЗАО «Нефтепроводмонтаж». В числе бригады работал и пострадавший в итоге возникновения чрезвычайной ситуации рабочий, выполняющий свою деятельность по договору подряда. В момент подъема трубы и ее перемещении неожиданно кран просел, точнее его задняя часть правой гусеницы. Именно это привело к потере целостности стрелы, которая впоследствии упала вместе с трубой. Падение стрелы сопровождалось растроплением трубы, она рухнула на место фундамента, где в этот момент проводили работу по обвязке арматуры.

Уклон, на котором кран можно эксплуатировать определяют следующим отношением:

Выражение высчитывается в процентном соотношении, в зависимости от разности между двумя точками пути, которые находятся друг от друга на расстоянии В.

Нагрузка при жестком подвесе груза считается по формуле:

Wж = SNp · w, где

Np – расчетная нагрузка на опорные элементы;

w – коэффициент сопротивления при движении опорных элементов по направляющим.

Расчетные нагрузки на опорные элементы высчитываются по следующей формуле:

l1l2 – расстояния от центра тяжести соответственно груза Q и подвижных элементов жесткого подвеса Gж до оси направляющих;

b – расстояние между опорными элементами направляющих.

Натяжение каната также стоит высчитвать по формуле, если это гибкий подвес груза, то мы имеем формулу следующего вида:

Если это жесткий подвес груза, тогда формула принимает вид:

Q - вес груза;

Gг.о - вес грузозахватного органа;

Gж – вес подвижных элементов жесткого захвата;

Wж - сопротивление движению в направляющих;

т – количество одинарных полиспастов;

in – кратность полиспаста;

hn - КПД полиспаста;

hбл – КПД блока;

а – количество отклоняющих блоков между полиспастом и барабаном.

После ознакомления с актом технического расследования причин возникновения аварии на промышленном объекте стало понятно, что ситуация стала возможна в том числе и потому, что на объекте наблюдалась удовлетворительная организация производственных работ.

Пострадавший с самого начала находился в опасной для него зоне в момент проведения монтажных работ. Кроме того, кран активировали на неподготовленной площадке, которая не была утрамбована как положено, на объекте не было обозначения опасной зоны, использование крана происходило без проекта. Все эти нарушения относились к деятельности «Искра-турбогаз».

В свою очередь «Кранмонтажремонт» допустила следующие нарушения:

  • Допустила к работе кран, нормативный срок эксплуатации которого закончился, экспертиза не была проведена.
  • Кран допустили к использованию без технического освидетельствования и без получения разрешения на его использование после монтажа конструкции.
  • Техника не была оснащена устройствами и приборами безопасности.

Результат полученной пострадавшим травмы это не только физические страдания, но и нравственные. Сотрудник в дальнейшем просил суд взыскать с ответчика утраченный им заработок на период восстановления, а кроме того компенсацию морального вреда. [1]

После проведения качественного анализа описываемых ситуаций и иных, аналогичных, можно придти к выводу, что главные причины аварий с крановым оборудованием следующие:

  • Ошибки при подготовке оборудования на месте проведения производственных работ.
  • Недопустимый перегруз крана в момент подъема груза, вес которого больше допустимого.
  • Перемещение залитого бетоном, прикрученного, примерзшего груза.
  • Попытка крановщика подтащить груз краном в наклонном положении канатов.
  • Поломка крановых путей или упоров.
  • Несоблюдение правил строповки груза.
  • Неисправная работа приборов по обеспечению безопасности канатов.
  • Использование в конструкции крана тары или съемные грузозахватные устройства непригодные к работе.
  • Несоблюдение схемы строповки.
  • Нарушение технологической карты складирования груза.
  • Нахождение персонала в перемещаемом объекте в момент опускания или поднятия груза.
  • Нахождение персонала под стрелой или опасной зоне.
  • Несоблюдение габаритов в момент складирования груза.
  • Допуск к обслуживанию техники персонала, который не был обучен.

Можно ли избежать подобных нарушений и как это сделать? Как создать ситуацию, которая бы полностью исключала гибель людей.

Согласно существующим нормам и правилам, за изготовлением и эксплуатацией подъемно-транспортных устройств, следит специально созданный государственный орган по надзору, деятельность которого регламентирована правилами. Они были введены приказом Ростехнадзора в 2013 году и получили номер документа 533. Полное название «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».[2]

Чтобы обеспечить организацию этого государственного органа по надзору ввели регистрацию всех грузоподъемных механизмов. На сегодняшний день все краны можно подразделить на две внушительные группы:

  • Краны всех типов, которые обязательно перед запуском в работу обязаны быть зарегистрированы, без этой процедуры запуск4ать в работу технику строго запрещено.
  • Грузоподъемные краны, не подлежащие регистрации в государственных органах по надзору. В эту группу входят краны любого типа, оборудованные ручным приводом, а также управляемые с пола, грузоподъемность которых не более 10 т.

Вторая группа кранов тары и грузозахватные приспособления к ним регистрируются прямо на предприятии, с указанием индивидуального номера и последующим занесением в журнал учета.

Краны, подлежащие регистрации в органах Государственного надзора, должны быть зарегистрированы до прохождения технического освидетельствования. Регистрация ведется на основании письменного заявления предприятия и паспорта на регистрируемый кран.

Эти требования относятся к внешнему государственному надзору, а что должно происходить внутри предприятия? Там по правилам в цехах, участках, где происходит эксплуатация кранов, назначают ответственное лицо, которое обязано следить за исправностью грузоподъемного механизма, а кроме того за безопасное перемещение груза.

Именно потому, что любой кран – сложное техническое устройство, а на предприятии их может быть несколько, то ответственное лицо назначается чаще всего из инженерно-технического персонала, чаще всего это главный механик. Специалист обязательно должен иметь профильное образование по рассматриваемому направлению деятельности, поэтому он курирует как ремонтные работы, так и процесс эксплуатации кранов. Назначен ответственным лицом может быть так же любой другой инженерно-технический сотрудник, к примеру, механик, помощник начальника цеха по оборудованию, мастер кранового хозяйства, которым подчиняется персонал, занимающийся обслуживанием кранов.

Стоит сказать, что ответственность за надзор над исправным состоянием кранов осуществляется только одним человеком. В документах крана еще до того, как он будет зарегистрирован в государственных органах, должна быть внесена следующая информация:

  • ФИО ответственного.
  • Дата и номер приказа о назначении сотрудника ответственным.
  • Подпись ответственного.

Каждый раз, при назначении нового ответственного лица, в паспорт крана вносится новая информация.

Лица, встающие на должность ответственного лица, в обязанности которых входит надзор над состоянием крана, назначаются из числа сотрудников имеющий больше опыта и технических знаний. Специалист должен быть аттестован комиссией под председательством инспектора проверяющего органа. В процессе аттестации проверяются следующие знания:

  • Правила безопасной эксплуатации и устройства кранов.
  • Правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания электроустановок.
  • Знание инструкций для персонала ответственного за контроль нормального состояния грузоподъемных кранов.

Сотрудник обязательно должен в результате проверки получить соответствующее удостоверение.

Среди обязанностей ответственного лица одна из основных – обеспечение исправного состояния техники и соблюдение правил ее эксплуатации. Если говорить более понятным языком, то ответственное лицо должно обеспечивать правильное содержание грузоподъемных механизмов в должном состоянии осуществляя постоянные осмотры, своевременно устранять неполадки, обучать сотрудников и следить за исполнением предписаний от надзорного органа.

Формально все это обеспечивается ведением эксплуатационной документации, в которой отражается порядок и содержание эксплуатации механизмов, съемных грузозахватных приспособлений, подкрановых сооружений. Периодически должны выполняться и документально регистрироваться периодические осмотры, плановый и внеплановый ремонт кранов. Среди основной документации можно выделить:

  • Журнал по периодическим осмотрам.
  • Паспорт и шнуровая книга в отдельности на каждый механизм.
  • План осмотра подкрановых сооружений.
  • Журнал по проверке знаний сотрудников, занимающихся обслуживанием кранов.
  • Журнал по проверке знаний и навыков помощников крановщиков и их самих.
  • Журнал, в котором отмечается сдача и прием смен.

Все указанные документы в обязательном порядке нумеруются, скрепляются подписью ответственного за их ведение лица.

Кроме того, для создания качественной организации работы с крановыми механизмами назначают лиц, которые будут отвечать за безопасное производство работ и персонал, ответственный за состояние кранов, который занимается эксплуатацией грузоподъемных механизмов, а именно сотрудники подразделения, где используют агрегат.

Лица, на которых возложена обязанность по контролю безопасности производственных работ могут не являться техническими специалистами, но они в обязательном порядке проходят обучение и аттестацию по необходимой программе и обязаны иметь на руках соответствующее удостоверение. Должностные инструкции, которые относятся к роду их деятельности, должны определять полномочия и круг ответственности, возлагаемый на этих сотрудников.

Все  ответственные лица обязательно должны контролировать регулярное ведение журналов осмотра и отвечать за своевременное устранение отмеченных в документах недостатков.

Лица, в обязанности которых входит ответственность за осуществление безопасности при проведении работ по перемещению кранами грузов, должны в строжайшем порядке гарантировать соблюдение правил и требований местных и типовых инструкций, которые определяют обязанности лиц, делающих эту работу. Лица ответственные за надзор и персонал, отвечающий за проведение ремонтных работ более квалифицированные специалисты, но и они обязаны проходить соответствующую аттестацию в области промышленной безопасности.

Правилами безопасности запрещено:

  • Допускать к обслуживанию техники не аттестованных и необученных сотрудников.
  • Допускать, чтобы крановщики и стропальщики отступали от производственных инструкций.
  • Использовать неисправные, немаркированные и несоответствующие характеру груза и грузоподъемности грузозахватные приспособления и емкости.

Если возникает аварийная ситуация при использовании кранового механизма, на предприятии должно быть обеспеченно немедленное оказание первой медицинской помощи пострадавшим, а также передача информации в соответствующие органы или должностным лицам. Обязательно сохранять обстановку до прихода сотрудника контролирующей организации, если она не представляет угрозы для людей.

Со стороны все кажется просто и обеспечение должного уровня безопасности зависит от соблюдения норм, требований и инструкций, но потому что кран входит в категорию опасного производственного объекта, то необходим человек отвечающий за производственный контроль, однако чаще всего это сотрудник совмещающий несколько должностей. Как правило, это не профильный специалист по этому виду грузоподъемной техники, но проходящий соответствующее обучение.

Он не вникает в технические вопросы процесса эксплуатации крана, а только контролирует:

  • Наличие обучения у стропальщиков, крановщиков.
  • Обучение в области промышленной безопасности.
  • Наличие у всех сотрудников соответствующего удостоверения.
  • Наличие протоколов и допусков к работе по медицинским показаниям.
  • Организацию работ по назначению специалистов соответствующими приказами внутри предприятия.
  • Внесение изменений в приказы.
  • Своевременное проведение всех необходимых экспертиз и проверок.
  • Ведение и наличие соответствующей документации.

Получается на практике, что ответственный за производственный контроль сотрудник осуществляет контроль за сотрудника по надзору, хотя последний имеет больше представления о практической стороне дела. Необходимо сказать, что работа сотрудника по производственному контролю состоит в контроле за деятельность механиков, электриков, строителей, кадровиков, чтобы никто из них не допустил ошибки в своем направлении деятельности.

Выходит, что совмещать две должности по надзору и контролю нецелесообразно. Экономить на таких вопросах предприятие не должно, на кону человеческие жизни. После прочтения РД 10-40-93 [3] становится понятно, что совмещать эти должности невозможно. Именно в нем дается рекомендация назначить двух сотрудников.

В заключении статьи хотелось бы отметить такой принцип «солидарной ответственности», который должен быть на любом предприятии.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный человеку, его имуществу или юридическому лицу должен быть возмещен в полном объему лицом его причинившем. Закон возлагает это обязательство на лицо, которое стало причинителем вреда.

В соответствии с другой статьей того же кодекса, а именно 1068, юридическое лицо или частное обязано возместить вред, причиненный его сотрудником в момент исполнения трудовых обязанностей. Работниками в нашем случае признаются те граждане, которые выполняют свою деятельность на основании трудового договора, гражданско-правового договора, если в момент своей деятельности они действовали по приказу руководителя и под его контролем, который должен был обеспечивать безопасное ведение работ.

Если опираться на ГК РФ, то принцип «солидарной ответственности» используется всеми судами, любой инстанции, благодаря чему предприятиям не удается уклониться от ответственности за причинение вреда из-за аварии.

Специалисты с полной уверенностью говорят, что грузоподъемный механизм – надежное и довольно предсказуемый агрегат, безопасность которого зависит от соблюдения соответствующих требований, четкой организации производственного процесса.

Литература:

  1. 1. Oренбургский областной Cуд. Апелляционное определение от 15 июля 2015г. по делу N 33-4325/2015 (http://base.consultant.ru).
  2. 2. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 N 30992.
  3. 3. РД 10-40-93 «Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин». Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 26.11.93 № 42. Внесены Изменения № 1, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.00 № 59 [РДИ 10-388(40)-00].
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp