Махонин Д. А. “Причины несоблюдения норм промышленной безопасности на автомобильных заправочных станциях и их последствия”

Махонин Д. А. “Причины несоблюдения норм промышленной безопасности на автомобильных заправочных станциях и их последствия”

Махонин Дмитрий Александрович, зам.начальника лаборатории НК и ТД ЗАО «ГазЭнергоСтрой»

Причины несоблюдения норм промышленной безопасности на автомобильных заправочных станциях и их последствия

В работе описаны основные причины несоблюдения норм промышленной безопасности на автомобильных заправочных станциях и последствия от них.

АЗС относятся к объектам повышенной опасности, поэтому согласно ФЗ № 116, на них должен обеспечиваться соответствующий уровень промышленной безопасности. [1] Несмотря на понимание того, насколько объект может быть опасен для окружающих в случае возникновения аварийной ситуации, некоторые руководители пренебрегают соблюдением требований безопасности, что приводит к пожарам, а потом и взрывам.

Несмотря на повышенный уровень опасности на этих объектах, избежать аварийной ситуации можно в большинстве случаев. Мы выделили в таблицу основные причины возникновения пожаров на АЗС:

[2]

В вопросе безопасности на АЗС вспомним, какие рабочие жидкости обычно там находятся:

  • Бензин.
  • Сжиженный газ.
  • Дизель.

Если их сравнивать между собой, то дизельное топливо сложновоспламеняемое, в то время как для бензина и сжиженного газа хватает одной искры, чтобы произошел моментальный пожар. При розливе бензин быстро испаряется, образовывая взрывоопасное облако, скорость испарения высчитывается по следующей формуле:

b– опытный коэффициент, который при площади испарения до 0,5 метра будет равен 7,5, а при большей 3,75;

Dt– коэффициент диффузии;

М – мольная масса паров жидкости;

Vt–мольный объем паров жидкости;

Pнас – давление паров жидкости.

Коэффициент диффузии в свою очередь определяется по формуле:

А мольный объем паров жидкости как:

Vt= V0(1+at)

a – поправочный коэффициент равный 0,00367.

Испаряемое количество жидкости с поверхности можно посчитать, используя следующую формулу:

Предел концентрации паров горючих жидкостей в воздухе мы выделили в отдельную таблицу:

Учитывая указанные данные, можно с уверенностью говорить, что даже небольшая по объему утечка топлива на АЗС может привести к взрыву, даже если это происходит на улице. Топливо, используемое на станциях, не только легко испаряется, но и моментально загорается, вот почему требованиям промышленной безопасности на этих объектах уделяют особое внимание.

На АЗС промышленная безопасность должна обеспечиваться следующими средствами:

  • Технические решения.
  • Соблюдение норм используемых процессов и следование требованиям промышленной безопасности.
  • Использование технических средств соответствующих нормативно-технической документации, ее регулярный ремонт и обслуживание.
  • Организация подготовки качественных специалистов.

Предотвращение ЧС на АЗС достигается следующими средствами:

  • Использование автоматизированных систем, в том числе защиты, управления, сигнализирования, пожаротушения.
  • Обследование и ремонт оборудования неразрушающими методами.
  • Регулярный мониторинг факторов, способных качественно влиять на уровень безопасности.
  • Планирование и выполнение мер по предупреждению аварий.

Практически на каждой АЗС случаются нарушения требований промышленной безопасности и связаны они могут с разными причинами. Зачастую руководители станций в поисках дополнительной прибыли минимизируют свои затраты на обеспечение должного уровня безопасности.

Самый опасный объект на заправочной станции – емкость с топливом. Она может стать как источником утечки, так и последующего взрыва. По требованиям современных стандартов, емкости необходимо чистить не реже одного раза в год. В совокупности с очисткой проверяется качество работы запорной арматуры, общее состояние емкости и вентиляционных клапанов. При обнаружении любых поломок проводится незамедлительный ремонт и только после устранения всех дефектов емкость снова вводится в эксплуатацию.

Некоторые руководители пренебрегают этим правилом, в результате чего выходит из строя запорная арматура, трубопровод засоряется, в топливе могут появиться примеси. В составе бензина образуется пирофорное отложение железа, опасность которого в том, что оно моментально загорается при контакте с кислородом.

При значительных отложениях температура возгорания порой достигает 700 градусов, этого вполне достаточно для того, чтобы загорелось любое топливо и его пары, в результате происходит взрыв. Обезопасить от появления отложений может только регулярная чистка емкостей.

Стоит помнить и то, что бензин является прекрасным растворителем, его агрессивность приводит к разъеданию стенок резервуаров, в результате появляются небольшие пробоины, которые можно выявить при ежегодном обследовании емкости. Протечка грозит не только экономическими потерями, но и несет большую опасность для работников АЗС и потребителя.

Среди остальных причин аварий на АЗС можно выделить:

  • Низкий уровень дисциплины и технического оснащения.
  • Перелив при заправке цистерн.
  • Поломка в напорно-всасывающем трубопроводе.
  • Перелив топлива из автомобильного бака.
  • Поврежденные напорные узлы и раздаточные краны.
  • Авария продуктопровода.
  • Разгерметизация люков.
  • Использование оборудования с оконченным нормативным сроком эксплуатации.
  • Некачественный контроль над соблюдением требований безопасности.

Особенно хочется выделить несоблюдение требований безопасности при проведении работ на станции. Как правило, человеческая халатность и ошибки являются причиной большинства аварий, вот почему этому фактору стоит уделить особое внимание.

Во время проведения работ по очистке емкостей персонал в обязательном порядке должен использовать средства индивидуальной защиты. Все оборудование обязательно должно иметь защиту от статического электричества. Работать осторожно необходимо даже с пустыми емкостями, в которых может не быть жидкого топлива, но сохраняются пары.

Важно следить за скоростью слива топлива, которая приводит к появлению нежелательного статического электричества, в большем количестве, чем может отвести установленный громоотвод.

Во время проведения работ следует опираться на следующие правовые документы:

  • ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации [3];
  • НПБ111-98. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности [4];
  • ВППБ 01-01-97. Правила пожарной безопасности предприятий нефтепродуктообеспечения [5];
  • НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности [6];
  • Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения. М. 1997 г. [7]
  • Перечень нормативных правовых актов, действующих в системе пожарной безопасности. М. 1998 г. [8]

На заправочных станциях должны быть следующие первичные средства пожаротушения:

Особое внимание стоит уделять линиям деаэрации, которые в обязательном порядке, согласно требованиям промышленной безопасности оснащают:

  • Дыхательным клапаном.
  • Огнепреградителем.

При проектировании трубопровода деаэрации должны сохраняться удаленность и высота. Удаленность от проезда не может составлять менее пяти метров, высота относительно прилегающей площадки не меньше 2,5 метров, но если удаленность меньше пяти метров, тогда высоту определяют по формуле:

Hmp= Hm+50*D

Hmp–высота верхнего среза трубопровода;

Hm– максимальная высота транспортного средства;

D–внутренний диаметр трубопровода.

Важным этапом обеспечения необходимого уровня промышленной безопасности на АЗС является использование исправного оборудования, его регулярный ремонт и обслуживание. Особенно важно обращать внимание на качество работы заземляющих устройств и тех, которые не дают образовываться статическому электричеству.

Некоторые сотрудники АЗС обнаруживая небольшие поломки в работе топливораздаточных колонок, продолжают их использовать, в результате происходит розлив топлива. Не реже одного раза в два месяца требуется проводить осмотр и техническое обследование колонок, чтобы исключить их неработоспособность или нарушения в работе. При обнаружении поломки использовать колонку строго воспрещается, пока не будут устранены все неисправности.

На АЗС руководителям стоит организовывать должный уровень контроля над соблюдением требований техники безопасности. Нельзя допускать, чтобы опасные работы проводились в одиночку, хотя так случается из-за нехватки обслуживающего персонала.

Подобные действия приводят как к возникновению аварии, так и травматизации самого сотрудника, который от паров может просто упасть в обморок. Все сотрудники, задействованные на АЗС обязательно должны проходить не только инструктаж по технике безопасности, но и иметь соответствующее образование, если это касается работников, отвечающих за обслуживание оборудования.

Нередко на АЗС нарушают требования безопасности водители и пассажиры заезжающих автомобилей. Сотрудники станций обязаны строго следить, чтобы потребителем не использовались на станции спички, зажигалки. Курение также запрещено.

В конструкции АЗС есть еще один объект, требующий особого внимания – ливневая канализация, которая в ряде случаев тоже становится причиной возгорания. Мусор, накапливаемый в ней, пропитывается продуктами нефтеобеспечения, поэтому кидать в них сигареты строго запрещено, несмотря на то, что они уходят далеко за пределы объекта.

Одно из самых главных требований к руководителям заправочных станций – ливневый сток должен быть чистым, чтобы в нем не скапливался мусор, а значит, и вероятность возгорания будет снижена до минимума.

Что касается помещений, на территории АЗС, то в них обязательно должна быть предусмотрена качественная система вентиляции, благодаря которой пары испаряющегося топлива не могут достигнуть критической массы.

Стоит помнить, что соблюдение требований промышленной безопасности на объектах этого уровня это обязанность не только руководства, но и персонала, а также всех, кто обслуживается на станции.

К электрооборудованию предъявляются следующие требования:

  • Все неисправности должны немедленно устраняться.
  • Все электроустановки обязаны отвечать требованиям.
  • Эксплуатация электроустановок и их монтаж выполняются в соответствии с правилами безопасности.

Со стороны руководителя станции должно быть обеспечено следующее:

  • Исполнение предписаний от органов надзора.
  • Проверка необходимых знаний у персонала, аттестация и переаттестация.
  • Обслуживание оборудования лицом, имеющим соответствующую квалификацию и назначенным приказом.
  • Разработка и обеспечение сотрудников соответствующими инструкциями.

Список литературы:

  1. ФЗ № 116.
  2. http://www.scienceforum.ru/2014/516/2151#
  3. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
  4. НПБ111-98. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
  5. ВППБ 01-01-97. Правила пожарной безопасности предприятий нефтепродуктообеспечения.
  6. НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности.
  7. Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения. М. 1997 г.
  8. Перечень нормативных правовых актов, действующих в системе пожарной безопасности. М. 1998 г.

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp