Скосырский Н.П., Даньшин В.В., Буданов Д.С. “Применение ограничителя грузоподъемности для снижения динамической нагрузки на кран в процессе подъема груза”

Скосырский Н.П., Даньшин В.В., Буданов Д.С. “Применение ограничителя грузоподъемности для снижения динамической нагрузки на кран в процессе подъема груза”

Скосырский Николай Прокопьевич,  эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»

Даньшин Виталий  Васильевич, эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»

Буданов Дмитрий Сергеевич, эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»

Применение ограничителя грузоподъемности для снижения динамической нагрузки на кран в процессе подъема груза

В статье рассмотрены вопросы повышения безопасности использования мостовых грузоподъемных кранов, при их оборудовании ограничения грузоподъемности. Рассмотрен оригинальный алгоритм работы прибора «ОГШ-2». Приведены результаты экспериментальных исследований, доказавших возможность снижения динамической нагрузки, действующей на кран в процессе подъема груза.

Для защиты грузоподъемных кранов от возможной перегрузки при подъеме груза предусмотрено использование специальных приборов безопасности – ограничителей грузоподъемности. Согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” нагрузка на кран мостового типа не должна превышать 125% номинальной грузоподъемности Qном, при этом груз не должен отрываться от основания [1].  Для обеспечения данного требования ограничители грузоподъемности выдают в систему управления крана команду на отключение двигателя механизма подъема при достижении установленных порогов нагрузки в 105-115% .

Нагрузка, действующая на кран в процессе подъема груза, складывается из статической и динамической составляющих. Если статическая составляющая определяется массой поднимаемого груза, то динамическая зависит так же от реализуемого ускорения при движении груза, которое, в свою очередь, определяется динамическими характеристиками грузоподъемного крана и стилем работы оператора, и может изменяться в очень широких пределах. Таким образом, за счет динамической составляющей, реально действующее на кран усилие может превышать допустимую нагрузку даже при работе крана с грузами в пределах паспортной грузоподъемности, не говоря уже о попытках подъема груза, превышающего грузоподъемность крана. Таким образом, несмотря на формирование команды останова при 105-115% Qном, прибор ограничителя грузоподъемности не защищает кран. С одной стороны, при подъеме груза в пределах паспортной грузоподъемности, достижение динамической нагрузки указанного порога приведет к остановке крана и, как следствие, невозможности поднять разрешенный груз. С другой стороны, при попытке подъема груза сверх паспортной грузоподъемности, вследствие наличия инерционных процессов торможения, динамическая нагрузка продолжит возрастать. При этом груз массой и более 125% Qном будет оторван от снования.

Решение задачи надежной защиты крана от воздействия недопустимых нагрузок и, таким образом, выполнения требований Федеральных правил в области промышленной безопасности возможно за счет применения специального алгоритма, реализованного в программном обеспечении ограничителей грузоподъемности, выпускаемых ЗАО «Инженерно-технический центр «КРОС».

Метод уменьшения динамической нагрузки заключается в установке с помощью программы, оптимальных значений порогов предварительного останова и последующей реализации в процессе работы с краном, которая при достижении данных порогов, предусматривает отключение двигателя на 0,5 секунд за счет размыкания управляющего реле [2].

Специалистами ЗАО «ИТЦ «КРОС», совместно с кафедрой «Подъемно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана проведены исследования, с целью изучения динамических процессов, возникающих при подъеме груза мостовым краном, оборудованным ограничителем грузоподъемности. В экспериментах принимал участие мостовой двухбалочный кран грузоподъемностью 1,6т и ограничитель грузоподъемности со встроенным регистратором параметров «ОГШ-2И» производства ЗАО «ИТЦ «КРОС».

Эксперимент предусматривал нагружение крана грузами массой от 1,4 тонны до 2,0 тонн с шагом 0,2 тонны. При этом сравнивались действующие на кран нагрузки в случае подъема груза без ограничителя грузоподъемности и при использовании ограничителя грузоподъемности «ОГШ-2И». Предварительно, ограничитель грузоподъемности был настроен на номинальную грузоподъемность 1,6т, в программе ограничителя грузоподъемности установлены значения предварительных порогов срабатывания в 30% и 45% Qном, а также порог безусловного запрета в 110% Qном. Основные условия проведения эксперимента были следующими. Каждый грузы поднимался по три раза. Запись осциллограммы изменения усилия в канате механизма подъема осуществлялась непрерывно с помощью светолучевого осциллографа ИЗОТ. Каждый последующий эксперимент проводился после полного успокоения колебаний, вызванных предыдущим экспериментом. Кран находится над колоннами рельсового пути, грузовая тележка – в крайнем положении, что обеспечивает наибольшую динамичность за счет увеличения общей жесткости системы.

После проведения серии экспериментов получаем результаты в виде осциллограмм изменения нагрузки в канате механизма подъема в процессе подъема грузов различной массы. Вид полученных осциллограмм представлен на рис.1. Обработку осциллограмм проводим графически с использованием компьютерных средств.

Рис.1. Осциллограмма изменения нагрузки в канате механизма подъема крана

График в координатах «усилие в канате» (ось ординат) – «время» (ось абсцисс) получаем обрисовывая полученные осциллограммы с помощью кривой Безье. Масштаб определяем, находя статическую составляющую нагрузки, которая равна весу поднимаемого груза после затухания колебательного процесса. Для определения эффекта, вызванного работой алгоритма прибора «ОГШ-2», накладываем полученные графики при работе крана с грузами одинаковой массы. Полученные результаты приведены на рис.2.

Проводим статистическую обработку результатов эксперимента. При этом коэффициент динамичности определяем как отношение максимально действующей нагрузки к величине статической нагрузки в данном эксперименте:

Кдин = Smax / Sст

Максимальную нагрузку на кран в каждой серии экспериментов определяем как среднее значение величины первого пика колебательного процесса:

Smax = ∑ Si / n

Среднее квадратическое отклонение нагрузки определяем по формуле:

∆ = √ ∑(Si – Smax) 2/n

Результаты обработки полученных данных приведены в таблице (в числителе представлены результаты для работы крана без ограничителя грузоподъемности, в знаменателе – с использованием прибора «ОГШ-2).

Таким образом, в ходе проведенных экспериментов доказано, что разработанный ЗАО «ИТЦ «КРОС» алгоритм работы ограничителя грузоподъемности «ОГШ-2» позволяет уменьшить коэффициент динамичности при работе с грузами в пределах паспортной грузоподъемности – около 10%, а при попытках подъема груза, превышающего грузоподъемность крана – более чем на 25% не позволяет оторвать груз от земли. При этом обеспечивается не только выполнение требований действующих правил промышленной безопасности, но и происходит снижение максимально действующей динамической нагрузки, воспринимаемой краном в процессе подъема груза, на величину около 10%. Очевидно, что отмеченное снижение динамических нагрузок на кран, обеспечиваемое работой ограничителя грузоподъемности «ОГШ-2», будет иметь положительные последствия с точки зрения обеспечения долговечности и безотказности работы как механизма подъема крана, так и всех элементов его силовой конструкции.

Литература:

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Утверждены приказом Ростехнадзора №533.

2. Иванов С.Д. Экспериментальное исследование динамических нагрузок на мостовой кран, оборудованный ограничителем грузоподъемности // Механизация строительства. 2015. №  2.

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp