Махонин Д.А. “Требования к зданиям и сооружениям АЗС согласно промышленной безопасности”

Махонин Д.А. “Требования к зданиям и сооружениям АЗС согласно промышленной безопасности”

Махонин Дмитрий Александрович, зам.начальника лаборатории НК и ТД ЗАО «ГазЭнергоСтрой»

Требования к зданиям и сооружениям АЗС согласно промышленной безопасности

В статье описаны основные здания и сооружения, устанавливаемые на АЗС, требования к ним согласно нормам промышленной безопасности.

АЗС относятся к ОПО, поэтому в рамках промышленной безопасности особые требования предъявляют не только к оборудованию, технологическому процессу, монтажным и ремонтным работам, но и конструкции и размещению зданий и сооружений.

На территории АЗС могут быть размещены:

  • Операторная.
  • Котельная.
  • Администрация.
  • Служба охраны.
  • Санузел.
  • Кладовая.
  • Хранилище топлива.
  • Заправочные колонки.

Кроме указанных объектов, на территории комплекса можно возводить здания по сервисному обслуживанию водителей и их транспортных средств. Это может быть магазин, автомойка, пост технического обслуживания и так далее.

Под подземными сооружениями понимают трубопроводы, емкости для хранения топлива, присыпанные грунтом не менее чем на 0,2 метра или укрытым иным материалом, не подверженным горению и обеспечивающим качественную изоляцию. Согласно требованиям безопасности, изоляционный материал защищающий трубопроводы и емкости, должен оставаться целостным в течении всего времени использования.

На АЗС по правилам промышленной безопасности нельзя размещать помещения категории А и Б и Г. Есть перечень исключений:

  • Помещение для перекачивания сжиженного газа, которое входит в технологическую систему станции.
  • Котельная.

Если на территории размещены наземные резервуары одностенного типа, то размещать котельную запрещено.

Все помещения, предусмотренные для технического обслуживания автомобилей не должны предусматривать технологических процессов, в которых используется легковоспламеняющаяся жидкость, горючие газы или горючие пыли.

Все здания и сооружения располагаемые на территории АЗС должны соответствовать 1,2 или 3 степени огнестойкости класса С1, С0, для 4 степени С0. Как правило, возводятся одноэтажные постройки, но могут быть и двухэтажные не более 150 квадратных метров, которые не предусматривают складских помещений для хранения горючих смесей. Двухэтажные здания могут быть 1 и 2 степени огнестойкости при классе С0.

Во время составления проекта котельной стоит предусмотреть автоматизированный водогрейный котел, который будет функционировать с использованием теплоносителя, температура которого не более 80 градусов.

Правилами промышленной безопасности строго запрещено использование котлов, работающих на дизельном топливе, температура вспышки которого более 45 градусов. Подобные котельные могут создаваться исключительно для обеспечения теплом АЗС и только в одноэтажном здании стоящем отдельно.

Допустимо пристраивать дизельные котельные к отдельно стоящим зданиям для персонала АЗС или к автомойке, при этом здание должно быть 1 или 2 категории огнестойкости класса С1 или С0. Для вывода газов на этапе проектирования предусматривается дымовая шахта, изготавливаемая из негорючего материала. Ее размещают с наружной стороны здания котельной, так, чтобы она была обращена не в сторону установленных емкостей, площадок АЦ. Обязательно, чтобы на шахте был установлен искрогаситель.

Агрегаты, используемые для подачи и хранения топлива к котлу обязаны соответствовать требованиям существующих норм, которые предъявляют к системам АЗС при подземном расположении емкостей для хранения дизеля. С наружной стороны котельной устанавливается запорная арматура с клапаном, который отключается сразу, как только перестает работать насос, на продуктопровод, обеспечивающий подачу топлива.

Не допускается сооружать на территории станции подпольные, подземные и подвальные помещения со свободным пространством. Согласно правилам безопасности со стороны эвакуационного выхода не может быть трубопроводов с перекачиваемым топливом.

Что касается помещений для персонала, то они размещаются в зданиях для сервисного обслуживания, которые обязательно выполняются с соблюдением степени огнестойкости, отделяются от общего здания специальными противопожарными перегородками первого типа или перекрытиями третьего типа.

В одном здании строго запрещено объединять следующие объекты:

  • Помещение, используемое для обслуживания транспортных средств и для обслуживания водителей.
  • Магазин по продаже легковоспламеняющихся товаров и место общественного питания, если только указанные товары не находятся в помещении кладовки, которое отделено противопожарной перегородкой первого типа.
  • Внутри одного здания по обслуживанию транспортных средств не может размещаться более трех постов, если помещения имеют разный функционал, тогда они должны отделяться друг от друга противопожарными перегородками.

Если АЗС устанавливается в населенном пункте, посты по техническому обслуживанию могут принимать только легковой транспорт. Строго запрещено по правилам промышленной безопасности предусматривать на территории АЗС помещения для сварочных или любых других огневых работ.

Особые требования предъявляются к расстоянию от объектов АЗС до близлежащих зданий и сооружений. Минимальное расстояние представлено в следующей таблице:

Минимальное расстояние должно соблюдаться и между зданиями, которые находятся на одной территории АЗС:

К трубопроводам по линии деаэрации предъявляют так же особые требования, они в обязательном порядке, в соответствии с требованиями безопасности, оснащаются огнепреградителями или клапанами, в которые он встроен.

Если линия деаэрации располагается менее пяти метров от проезда, его верхний срез по отношению к площадке АЗС, должен находиться на высоте не меньше 2,2 метров. В случаях, когда расстояние составляет менее пяти метров, тогда высоту находят по следующей формуле:

Hmp= Hм+50*D

Hм – максимальная высота транспортного средства, допускаемого для заправки на АЗС (м), но не менее 2 м;

D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м.
Перед огнепреградителями или клапанами рекомендуют ставить запорную арматуру.
Особое внимание уделяется выходу из помещений АЗС. Если он направлен на территорию ТРК или АЦ и резервуары с топливом расположены ближе пятнадцати метров, тогда требуется организовывать дополнительный выход для эвакуации, который будет направлен в противоположную сторону.

Если имеются навесы, то они изготавливаются из негорючего материала, высотой не меньше четырех метров. Допустимо использование трудногорючих материалов, но только не там, где навес расположен непосредственно над заправкой.

Запрещено устанавливать навесы над надземными резервуарами или над площадкой АЦ.

Отдельные требования предъявляются технологическим системам, которые необходимо располагать так, чтобы они могли стабильно функционировать при максимально допустимой нагрузке.

Все раздаточные колонки, блоки для хранения топлива должны иметь по требованию промышленной безопасности защиту от повреждения транспортом.

Покрытие, используемое на площадках, тоже укладывается в соответствии с требованиями безопасности. Оно не должно подвергаться воздействию нефтепродуктов.

Отдельное внимание стоит уделить площадке под АЦ, которая должна иметь:

  • Отбортовку, высота которой не может быть менее 15 сантиметров.
  • Пандус для въезда и выезда автоцистерн.
  • Аварийную емкость и сливной трубопровод, за счет которого можно слить топливо с площадки без его распространения по всей территории АЗС, в случае разгерметизации патрубка.

Аварийная емкость изготавливается из негорючего материала, который полностью исключает возможность проникновения жидкого топлива в грунт. У такой емкости объем должен быть не меньше десяти процентов от вместимости тех резервуаров, что используются на станции.

Расстояние заложения в грунт резервуара и укладка сливного трубопровода должны учитывать уровень промерзания грунта, чтобы в холодное время не допустить промерзания воды.

Если под резервуаром создается фундамент, тогда его конструкция должна исключать возможность скопления топлива под емкостью. По отношению к прилегающей площадке высота такого основания не может быть меньше 0,2 метра. Верхняя поверхность обязательно проектируется с уклоном в сторону краев не меньше чем на два градуса от резервуара.

Если на площадке используются ограждающие конструкции для резервуаров с топливом, их конструкция обязательно должна быть продуваемой, с равномерным расположением отверстий по всему ограждению. Площадь отверстий должна быть не менее 50%.

Требования промышленной безопасности предъявляются к любому зданию или сооружению на территории ОПО, это касается и очистных сооружений, если они имеются. Такое сооружение обязано соответствовать следующим требованиям:

  • Если в свободное пространство оборудования очистных сооружений могут попадать пары топлива, тогда его стоит располагать под землей.
  • Все емкости-накопители должны быть оснащены датчиками, сигнализирующими о заполнении.
  • Агрегаты, используемые для освобождения емкостей-накопителей, должны делать это закрытым способом.
  • Линии деаэрации обязаны соответствовать требованиям и нормам существующих стандартов.
  • Продуктопроводы для жидкости должны иметь гидрозатвор.
  • Крышки на песколовушках должны изготавливаться в виде решеток, чтобы можно было обеспечить проветривание.

Все АЗС в обязательном порядке оборудуются молниеотводами согласно РД 34.21.122-87, но категория не может быть менее второй. [2]

Нельзя забывать и о системе заземления, которая обязана отвечать требованиям ПУЭ. Все работы по монтажу заземления проводятся до того, как начнутся пусконаладочные испытания систем станции.

Строго запрещено правилами промышленной безопасности предусматривать на АЗС ЛЭП.

Именно потому, что АЗС относятся к ОПО, особые требования предъявляют даже к выбору участка под строительство, при этом учитываются положения, представленные в НПБ 02-93. [3]

Список литературы:

  1. ГОСТ 12.1.007 « Класс опасности химических веществ».
  2. РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений».
  3. НПБ 02-93.
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp