Шипилов П.Л. “Техническое перевооружение спаренных эскалаторов”

Шипилов П.Л. “Техническое перевооружение спаренных эскалаторов”

Шипилов Павел Леонидович, инженер ООО «ЭКЦ Лифтэксперт»

Техническое перевооружение спаренных эскалаторов

В статье дается определение понятию «техническое перевооружение», описываются цели, этапы перевооружения в соответствии с нормами безопасности.

Эскалаторы конструкционно представляют собой несущий металлический каркас со спаренными фермами. По нижнему поясу в направляющих происходит перемещение полотна, которое представляет собой две замкнутые тяговые цепи со ступеньками.

Общий вид одной линии эскалатора выглядит следующим образом:

Этот тип агрегатов является одним из основных в перевозочном процессе, они обязаны обеспечивать бесперебойность и безопасность пассажироперевозок. Только в московском метрополитене эксплуатируется около 544 эскалаторов разных типов, но только половина отвечают требуемому уровню технического оснащения. Это говорит о том, что остальная половина требует перевооружения.

За последние несколько лет была проведена модернизация 61 агрегата, которые выпускались с 1978 по 1983 года. В процессе перевооружения меняли:

  • Тяговые цепи.
  • Балюстрады.
  • Ступени.

Совместно со специалистами был подобран оптимальный материал для настила и бегунков, что позволило увеличить износостойкость эскалаторов. В процессе перевооружения было решено заменить материал ступеней с алюминия на пластмасс.

Еще с 1985 года были начаты работы по перевооружению и реконструкции вестибюлей, которые ведутся и по сей день. Конечно, подобная модернизация создает свои неудобства, но и без нее нельзя обойтись, иначе после выхода нормативного срока эскалаторов пользоваться метро станет совершенно невозможно.

Благодаря качественным техническим и организационным мероприятиям удается значительно уменьшить время, затрачиваемое на перевооружение, снижая таким образом дискомфорт пассажиров. Если раньше провести полноценное перевооружение одной станции было возможно за полтора года, то сегодня для этого достаточно всего девять месяцев.

Эскалаторы, после бездействия более семи дней в обязательном порядке проверяются ответственным лицом на исправное состояние и безопасное действие. На некоторых станциях метро стоят устаревшие модели оборудования, при окончании нормативного срока эксплуатации чаще всего принимается решение о проведении перевооружения, которое позволяет увеличить уровень безопасности и расширить пропускную способность.

После проведения перевооружения оборудование возможно запускать в эксплуатацию только после принятия его администрацией использующей агрегат. Результат приемки всегда оформляется в виде акта, а запуск происходит лишь после получения разрешения контролирующего уровень безопасности органа.

Основное направление использования этого вида оборудования – транспортировка людей, но есть промышленные агрегаты, которые применяются в горной промышленности.

Эскалаторы с двумя рабочими ветвями или как их еще называют спаренные, устанавливают там, где особых требований к размерам оборудования не предъявляют. Каждое перевооружение должно сопровождаться проектом.

Под техническим перевооружением в профессиональном мире понимают мероприятия по увеличению технико-экономического уровня эскалаторов через внедрение новых технологий автоматизации, модернизацию агрегатов в целом или отдельных составных частей.

Техническое перевооружение это:

  • Установка дополнительного оборудования.
  • Внедрение автоматизированных систем управления.
  • Частичная перестройка и расширение станций, где установлены эскалаторы.

Любое перевооружение направлено на улучшение тех или иных ранее получаемых результатов. В нашем случае с эскалаторами, перевооружение необходимо для увеличения уровня безопасности и проходной способности на некоторых участках метрополитена. Процесс перевооружения сопровождается затратами, которые можно рассчитать по формуле:

где at- коэффициент приведения;

tp-t – число лет, отделяющее затраты и результаты данного года от начала расчетного года;

Е- норматив для приведения разновременных затрат.

Именно перевооружение является основным мероприятием, которое призвано в значительной степени увеличить надежность оборудования, используемого в метрополитенах.

Перед тем, как та или иная модель эскалатора будет установлена на свое м6есто, выясняется не только ее производительность, но и степень надежности. Существует формула, по которой можно определить интенсивность отказов в будущем, для этого используется формула:

l(t)=n(t)/(Nt*Dt), где

n(t) – элементы ОБ в единицу времени;

Nt – среднее число элементов ОБ4

Dt - заданный отрезок времени.

Перед проведением перевооружения станций метро проводятся инженерные изыскания, для определения состояния основания, куда будет устанавливаться оборудование, ведется разработка проектной документации, в которой указаны все технические и организационные меры обеспечивающие безопасность работников на момент проведения перевооружения.

Обязательно, перед установкой спаренного эскалатора, как и любого другого оборудования, чья безопасность для человека важнее всего, проводится экспертиза проектной документации. Документы изучают всесторонне, разными специалистами.

В составе проекта технического перевооружения находится следующая информация:

  • Данные о проводимой работе.
  • Расчеты в необходимой производительности эскалаторов.
  • Объем вложений.
  • Иные показатели, играющие важную роль при эксплуатации эскалатора.

В проекте всегда есть пояснительная записка, графики и чертежи, конструктивные и технологические решения.

Среди основных целей, которые преследуются при перевооружении эскалаторов, можно выделить:

  • Увеличение качества транспортировки людей.
  • Замена изношенного оборудования.
  • Увеличение уровня безопасности.

Устаревшие и изношенные агрегаты в обязательном порядке должны при истечении нормативного срока использования заменяться на более совершенные, модифицированные.

За основные параметры при перевооружении принимают следующие данные, указанные в таблице:

Так к примеру ранее эскалаторы типа ЭМ1М заменялись на Е25Т. В момент перевооружения проводилось переустройство помещений, разрабатывалась схема обслуживания пассажиров.

Важно было на этапе перевооружения предусмотреть систему раннего распознавания пожара на понизительных подстанциях, произвести установку колонки экстренного вызова, а также организовать диспетчерскую связь с машинным залом и нижней входной площадкой эскалатора.

Работа по перевооружению подразумевает и несколько других этапов:

  • Замена электропусковой аппаратуры.
  • Выполнение сухотруба из нержавеющей стали.
  • Сделать дымоудаление из машинного зала.
  • Организовать автоматическое пожаротушение в кабельном коллекторе и шкафах ГСМ.
  • Предусмотреть возле входной площадки установку стационарного барьера для направления пассажирского потока.

Техническое перевооружение станций метрополитена, в том числе эскалаторов, выполняется в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов» с соблюдением СНиП 32-02-2003 «Метрополитены» и ФЗ № 123 «Технический регламент пожарной безопасности», а также ФЗ № 116. [1], [2], [3]

Современные эскалаторы должны иметь высоту подъема 3,5, 5, 8, и 11 метров, при этом допустимый уровень наклона составляет 30 градусов. Ширина ступеней составляет плюс минус 1000 миллиметров, а система питания должна быть с глухо заземленной нейтралью.

Перевооружение позволяет заменить устаревшие модели эскалаторов на более современные, которые:

  • Обеспечивают доступ к узлам и элементам, требующим регулярного осмотра или обслуживания.
  • Оснащены негорючей изоляцией проводов.
  • Имеют регулировку зон металлоконструкций направляющих.
  • Обладают сроком использования не менее пятидесяти лет.
  • Обработаны антикоррозийным покрытием устойчивостью к разрушению не менее двадцати лет.
  • Способны работать на износ, а значит, не менее двадцати часов в сутки ежедневно, без выходных.
  • Имеют запас запчастей на гарантированный срок эксплуатации, в том числе и двигатель.

Вообще процесс технического перевооружения  сложен, затратен и длителен. Оценить правильность принимаемых решений сложно, на начальных этапах обосновывается экономическая целесообразность, оценивают затраты, уровень безопасности и многое другое.

Стоит помнить, что перевооружение и реконструкция два совершенно разных понятия. В нашем случае изменение получает только эскалатор, здания и сооружения не трогают, если нет необходимости расширить площадь для установки спаренного агрегата.

Изменения могут быть:

  • Полные, замена всего эскалатора в целом.
  • Частичные – замена составной части конструкции.

В обязательном порядке после проведения работ по переоснащению проводится  проверка основной нагрузки, которую может выдержать оборудование. За исходные показатели принимают следующие:

При перевооружении допускается проводить монтаж оборудования и внедрения систем управления, контроля работы эскалатора. Допустима в некоторых случаях частичная перестройки сооружения метрополитена, если этого требуют габариты.

Используемый проект по техническому перевооружению спаренных эскалаторов разрабатывают в определенном порядке:

  • Составление технико-экономического обоснования. В документе дается обоснование потребности в предстоящих мероприятиях. Сюда входит описание процесса работ, требования к инфраструктуре, сроки выполнения работ, и так далее.
  • Инженерное изыскание, без которых не примут комплект подготовленной документации в контролирующем органе.
  • Экспертное заключение.
  • Проведение регистрации заключения экспертами в Ростехнадзоре.
  • Внесение изменений в реестр.

Любое перевооружение спаренных эскалаторов производится в точном соответствии с требованиями и нормами промышленной безопасности. Особые требования предъявляют изготовлению, наладке, монтажу эскалаторов. В законодательстве имеются федеральные нормы, определяющие параметры, нагрузку и размеры современного оборудования, ввод в эксплуатацию, порядок проведения экспертизы и технического освидетельствования потом.

Список литературы:

  1. СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».
  2. ФЗ № 123 «Технический регламент пожарной безопасности».
  3. ФЗ № 116 «О промышленной безопасности».
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp