Савченко Н.В., Савченко А.Н., Баландин А.В. "Обеспечение безаварийности эксплуатации грузоподъемных механизмов"

Савченко Н.В., Савченко А.Н., Баландин А.В. "Обеспечение безаварийности эксплуатации грузоподъемных механизмов"

В современном производстве широко используется различное технологическое оборудование и механизмы. Практически во всех случаях технологические циклы не обходятся без грузоподъемных механизмов, которые относятся к оборудованию повышенной опасности.

11122015.jpg

Анализ статистических данных аварий и несчастных случаев со смертельным исходом которые произошли при эксплуатации грузоподъемных механизмов, позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне аварийности. Причем наиболее опасными являются башенные краны. На них приходится около 40% от общего количества аварий, а по травматизму – около 30% от общего числа смертельных случаев на кранах. Как показывает анализ обстоятельств произошедших аварий, технические неисправности не являются основными причинами несчастных случаев и аварий, причины аварий и несчастных случаев с подъемными     механизмами при их эксплуатации чаще всего организационные. Аварии и несчастные случаи при работе грузоподъемных машин чаще всего возникают там, где не соблюдаются инструкции, требования регламентов и правил безопасности.

Основные причины аварий это:

- неэффективность системы производственного контроля на предприятии;

- низкая производственная и технологическая дисциплина на объектах;

- нарушение требований производственных инструкций;

- невыполнение руководителями и специалистами своих должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда для подчиненных и по организации безопасной эксплуатации механизмов.

Рассмотрим конкретные примеры.

21 марта 2013 года, Екатеринбург, ООО «ПромТехноЦентр». При перемещении в литейном цехе с помощью мостового крана, ранее демонтированного консольно-поворотного крана в бункер для металлолома, произошло разрушение перемещаемой конструкции, в результате чего был смертельно ранен мастер, под руководством которого и производились работы.

Причина происшедшего: неудовлетворительная организация производства работ, которая выразилась в недостаточной организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а именно:

- перемещение груза (площадка колонны с размещенными на ней механизмами для поворота стрелы консольно-поворотного крана), на который не разработана схема строповки, в отсутствии и без руководства ответственного лица, работником, не назначенным в качестве стропальщика;

- нахождение пострадавшего под перемещаемым грузом;

- оттягивание (раскачивание) груза вручную пострадавшим во время его перемещения и опускания в бункер без применения крючьев или оттяжек.

Рассмотрим конкретные случаи:

В одном из цехов открытого акционерного общества «МЭК» использовался мостовой электрический кран грузоподъемностью 20 т, пролетом 30 метров. При очередном подъеме грейфера со шлаком на высоте около 1 м произошел обрыв каната. Возникшие рывки разрушили ослабленную трещинами главную приводную балку моста крана. В результате произошло разрушение и падение мостового крана, при котором был смертельно травмирован крановщик.

В турбинном цехе открытого акционерного общества “Металлургический завод” с помощью мостового крана грузоподъемностью 10 т выполнялись ремонтные работы.

В процессе подъема краном груза произошло разрушение и падение главной балки крана пролетом 20м. Отметим, что до аварии кран эксплуатировался 18 лет.

Главные балки крана были выполнены сварными в виде главной и вспомогательной ферм. Падение крана вызвало разрушение нижнего пояса главной фермы на расстоянии 8 метров от опорной части крана, причем излом произошел в узле присоединения к поясу раскосов горизонтальной фермы. При исследовании излома было установлено наличие усталостных трещин в элементах сечения фермы. Усталостные трещины обнаружены также в вертикальном листе верхнего пояса. Одна из них начиналась от нижней кромки листа в сварном шве, другая – в соединении пояса со стенкой. Налицо износ конструкций крана, который не был своевременно выявлен эксплуатирующим персоналом.

11122015_1.jpg

Из заключения комиссии, расследовавшей аварию, следует, что произошел усталостный излом металла, вызванный длительным сроком эксплуатации крана при отсутствии надлежащего надзора за состоянием его металлоконструкции.

Одна из распространенных причин несчастных случаев на грузоподъемных механизмах – это пребывание людей в опасной зоне при подъеме, опускании, кантовке грузов и других операциях с ними грузоподъемным оборудованием. Известно, что стропальщик, зацепив надежно груз, обязан уйти на безопасное расстояние и, находясь в месте, достаточно видимом крановщиком, с помощью принятой знаковой сигнализации подать ему необходимую команду. Однако эти основные, элементарные правила, принципы безопасности нарушаются, что приводит к несчастным случаям. На практике стропальщик, отдавая команду, иногда остается в опасной зоне, а крановщик, видя, что человеку угрожает опасность, все же выполняет заведомо опасную команду и приводит кран в движение. Все это определяется уровнем дисциплины на предприятии, требовательности, профилактической и воспитательной работы.

Ответственность предприятий за действия персонала неизбежна, как не пытались уклониться от нее ООО “Искра-Турбогаз” и ООО “Кранмонтажремонт” где на опасном производственном объекте, при проведении работ по монтажу трубы выхлопа на конструкцию шумогасителя на участке газоперекачивающих агрегатов (ГПА) произошел тяжелый несчастный случай. «Работы по монтажу на данном участке выполнялись работниками ООО “Искра-Турбогаз” с использованием крана, принадлежащего ООО “Кранмонтажремонт” и переданного ООО “Искра-Турбогаз” по договору на оказание услуг по предоставлению крана с обслуживающим персоналом – машинистом крана для выполнения работ по монтажу ГПА. Одновременно на соседнем участке ГПА на обвязке арматуры фундамента по договорам подряда с ЗАО “Ордена Ленина трест “Нефтепроводмонтаж” работала бригада рабочих, в числе которых на основании заключенного с ним договора подряда на выполнение отдельных видов работ работал и пострадавший в аварии. При подъеме трубы и перемещении ее вправо кран резко просел на заднюю часть правой гусеницы, что привело к нарушению целостности стрелы крана с последующим ее падением вместе с трубой. При падении стрелы произошло расстропление трубы и труба упала на место фундамента, где пострадавший вместе с другими рабочими производил обвязку арматуры.

Согласно акту технического расследования причин аварии крана, произошедшей на опасном производственном объекте, причинами тяжелого несчастного случая явились, в том числе: неудовлетворительная организация производства работ в ООО “Искра-Турбогаз”, выразившаяся в нахождении пострадавшего в опасной зоне при проведении монтажных работ, работе крана на неподготовленной, неутрамбованной площадке, отсутствии обозначения опасной зоны монтажа, применении грузоподъемного крана без проекта производства работ кранами (ППРк); неудовлетворительное осуществление производственного контроля в ООО “Кранмонтажремонт”, выразившееся в допуске к работе крана, отработавшего нормативный срок службы, без очередной экспертизы промышленной безопасности, в допуске к работе крана без проведения полного технического освидетельствования и разрешения на работу после его монтажа на новом месте, в допуске к работе крана, не оснащенного приборами безопасности и устройствами безопасности, применении грузоподъемного крана без проекта производства работ кранами (ППРк). В результате полученной травмы пострадавшему причинены не только физические, но и нравственные страдания. На основании изложенного первоначально просил взыскать с ответчиков солидарно утраченный заработок и компенсацию морального вреда.»[1]

Проанализировав обстоятельства этого (и аналогичных) происшествия, можно сделать вывод, что основными причинами аварий с крановым оборудованием являются такие как:

- неправильная подготовка оборудования на месте производства работ;

- перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность;

- попытка перемещения примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами (не подготовленного) груза;

- попытка подтаскивания груза краном при наклонном положении грузовых канатов; – неисправность крановых путей или тупиковых упоров;

- неисправность приборов обеспечения безопасности канатов;

- неправильная (ненадежная) строповка груза;

- применение для подъема груза непригодных и нештатных съемных грузозахватных устройств или тары;

- нарушение схем строповки грузов;

- несоблюдение технологических карт складирования грузов;

- нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

- нахождение людей в кабинах перемещаемых объектов, при подъеме или опускании груза;

- несоблюдение габаритов при складировании грузов;

- допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих.

Как избежать подобных нарушений? Как сделать их невозможными? Что нужно сделать, чтобы на производстве не гибли люди, не страдало оборудование?

За эксплуатацией и изготовлением подъемно-транспортных устройств законом предусмотрен специальный государственный технический надзор, регламентируемый специальными правилами. Правила эти введены приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, полное название документа: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».[2]

С целью организации этого государственного надзора вводится регистрация грузоподъемных механизмов.

Все грузоподъемные краны, разделяются на две группы:

К первой группе относятся краны всех типов, которые перед пуском в работу должны быть зарегистрированы в местных органах Госгортехнадзора, без чего эксплуатация их не разрешается.

Ко второй группе относятся грузоподъемные краны, которые не подлежат регистрации в Гостехнадзоре. Эту группу составляют краны всех типов с ручным приводом, а также краны, управляемые с пола (однобалочные краны мостового типа и др.), грузоподъемностью до 10 т.

Перечисленные во второй группе краны, вспомогательные грузозахватные приспособления и тара регистрируются непосредственно на предприятиях с индивидуальным номером и заносятся в журнал учета.

Краны, подлежащие регистрации в органах Государственного надзора, должны быть зарегистрированы до прохождения технического освидетельствования. Регистрация ведется на основании письменного заявления предприятия и паспорта на регистрируемый кран.

Это для организации внешнего, государственного надзора. А что внутри предприятия? На предприятиях правилами предусмотрено назначение в цехах, на участках, эксплуатирующих краны, лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Поскольку кран является сложным техническим устройством, а кранов на предприятии может быть несколько, то из лиц инженерно-технического персонала предприятия (обычно это служба главного механика) назначается лицо, ответственное за надзор. Специалист этот имеет профильное техническое образование по данному направлению деятельности (ГПМ), и курирует как деятельность по эксплуатации грузоподъемных кранов, так и соответствующие ремонтные службы. Лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъемных кранов, может быть также назначен инженерно-технический работник (помощник начальника цеха по оборудованию, механик, мастер кранового хозяйства цеха), которому подчинен персонал, обслуживающий краны.

Ответственность за исправное состояние кранов должна быть возложена только на одного человека. В паспорт крана до его регистрации в органах Госгортехнадзора должны быть внесены: фамилия, имя и отчество ответственного, номер и дата приказа о его назначении, и личная подпись. Все эти данные вносятся в паспорт крана каждый раз при назначении нового ответственного лица.

Лица, ответственные за исправное состояние грузоподъемных кранов, назначаются приказом по предприятию из числа наиболее опытных, квалифицированных инженерно-технических работников, аттестованных комиссией под председательством инспектора Госгортехнадзора, оценивающей знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий»; в части, касающейся электрооборудования кранов, – «Инструкции для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов», «Инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов», производственных инструкций и обслуживаемых кранами технологических процессов, а также получивших соответствующее удостоверение.

11122015_2.jpg

Прямая обязанность указанных ответственных лиц – обеспечивать исправное состояние кранов и правил их эксплуатации. То-есть, эти должностные лица должны обеспечить содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии путем систематических осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, контроля периодических осмотров и своевременности устранения выявленных неисправностей, обученности работников, выполнения предписаний местных органов Госгортехнадзора.

Формальная сторона процесса эксплуатации обеспечивается ведением эксплуатационной документации, отражающей содержание и порядок эксплуатации грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений, подкрановых сооружений, исполнение их периодических осмотров и планового технического обслуживания. Это такие документы, как:

- паспорт и шнуровая книга на каждый грузоподъемный механизм;

- журнал периодических осмотров;

- график осмотра подкрановых сооружений;

- журнал осмотра грузовых канатов;

- журнал учета проверки знаний персонала, обслуживающего краны;

- журнал проверки знаний и практических навыков крaновщиков и их помощников;

- журнал приема и сдачи смен.

Все указанные журналы должны быть пронумерованы и скреплены подписью лица, ответственного за их ведение.

Также, для организации правильной работы с грузоподъемными механизмами (ГПМ) назначаются лица, ответственные за безопасное производство работ и лица, ответственные за исправное состояние, которые непосредственно занимаются эксплуатацией данных ГПМ, то есть работники именно того подразделения, где кран установлен.

Лица, ответственные за безопасное производство работ не являются техническими специалистами по кранам, но обязаны пройти обучение и аттестацию по соответствующим программам и иметь соответствующие удостоверения. Их должностные инструкции должны четко определять их круг ответственности и полномочия.

Лица, ответственные за исправное состояние кранов и их эксплуатацию, обязаны контролировать ведение журналов осмотра и своевременно устранять отмеченные в них недостатки.

Должностные лица, ответственные за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, обязаны обеспечить строжайшее соблюдение правил и требований типовых и местных инструкций, определяющих обязанности лиц, выполняющих работы. Безусловно, и лицо ответственное по надзору и ремонтники, это более квалифицированные специалисты в вопросах кранового хозяйства, но они также проходят обучение и аттестацию в области промышленной безопасности.

Предприятие ни в коем случае не должно:

- допускать к обслуживанию кранов необученных и неаттестованных работников; – допускать отклонение крановщиками и стропальщиками от производственных инструкций (в случае необходимости на рабочем месте инструктировать их по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая особое внимание на опасности перегрузки крана, на правильность обвязки и зацепки грузов, на безопасность погрузки и разгрузки полувагонов и платформ, на соблюдение стропальщиками личной, безопасности);

- допускать использования неисправных, немаркированных, и не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары.

При авариях и несчастных случаях, связанных с эксплуатацией кранов, на предприятиях должно быть обеспечено немедленное оказание пострадавшим медицинской помощи и оповещение соответствующих должностных лиц о происшествии. Необходимо, также, сохранять обстановку до прихода представителя технадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Вроде все просто, но поскольку с появлением крана на предприятии появляется опасный производственный объект (если кран регистрируемый), то необходим человек, ответственный за производственный контроль (или служба, если предприятие большое), а вот этот человек обычно и совмещает должность инженера по охране труда (или начальника отдела охраны труда) и должность инженера по промышленной безопасности. Он не является профильным специалистом по кранам, но также проходит обучение по соответствующей категории, и контролирует всех работников, которые описаны выше. Не вникая в технические вопросы обеспечения эксплуатации и ремонта, инженер по охране труда контролирует у всех наличие обучения по специальности (у стропальщиков, например), обучение по промышленной безопасности по категории Б9 у всех, наличие удостоверений, протоколов, проведение медицинских осмотров с допуском работы на высоте (кому нужно), организацию работы по назначению всех этих лиц соответствующими приказами по предприятию, внесения своевременных изменений в эти приказы, своевременность проведения соответствующих экспертиз и освидетельствований технических устройств и сооружений (если мостовой кран установлен в цехе, экспертизе уже подлежит и здание цеха), наличие и ведения соответствующей документации и много чего еще. То есть получается интересная ситуация, что ответственный за производственный контроль контролирует ответственного по надзору, хотя ответственный по надзору в кранах более сведущ. Но тут нужно отметить, что работа специалиста по производственному контролю и заключается в контроле и механиков, и энергетиков, и строителей, и кадровиков с тем, чтобы никто из этих служб не упустил какой либо момент в своем направлении.

Таким образом, совмещать должности специалиста по надзору за эксплуатацией (служба главного механика и т.п.) и ответственного по контролю (охрана труда) не целесообразно. Экономия здесь не уместна, ибо на кону жизни человеческие. Прочитайте РД 10-40-93 [3] и подумайте, сможете вы, уважаемый читатель, совмещать эти должности? По крайней мере, в этом же документе дается рекомендация взять ответственного по надзору со стороны (специалиста), если сами не можете обеспечить наличие такового, но производственный контроль у каждого предприятия должен быть, конечно, свой.

В заключении хочется напомнить о принципе «солидарной ответственности».

Согласно “статье 1064″ Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со “статьей 1068″ Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

С опорой на Гражданский кодекс РФ принцип «солидарной ответственности» активно применяется судами всех уровней, что не позволяет администрациям предприятий уклоняться от ответственности за аварии и происшествия, назначив «стрелочников».

Грузоподъемное оборудование это, как правило, надежные и предсказуемые устройства. Четкая организация производства, неукоснительное выполнения простых, и на первый взгляд тривиальных, требований нормативных документов позволяет резко сократить аварийность, сохранив жизни людей и сократив производственные потери.

Литература:

  1. 1. Oренбургский областной Cуд. Апелляционное определение от 15 июля 2015г. по делу N 33-4325/2015 (http://base.consultant.ru).
  2. 2. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 N 30992.
  3. 3. РД 10-40-93 «Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин». Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 26.11.93 № 42. Внесены Изменения № 1, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.00 № 59 [РДИ 10-388(40)-00].

Савченко Николай Васильевич, генеральный директор ООО “Центркран”

Савченко Александр Николаевич, технический директор ООО “Центркран”

Баландин Андрей Викторович Генеральный директор ООО « Комплексстрой»

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp