Юдин Л.Ю. “Построение системы управления промышленной безопасностью на нефтеперерабатывающем заводе”

Юдин Л.Ю. “Построение системы управления промышленной безопасностью на нефтеперерабатывающем заводе”

Юдин Леонид Юрьевич, директор департамента филиала ООО «КЭР-Инжиниринг» «КЭР-Наладка»

Построение системы управления промышленной безопасностью на нефтеперерабатывающем заводе

Предприятия, являющиеся нефтеперерабатывающими заводами (далее – НПЗ), сегодня занимают одну из ключевых позиций в российской экономике. В тоже время, они начинают список наиболее аварийных производств, формируя постоянную повышенную пожарную или взрывоопасную опасность, наряду с напряженной техногенной и экологической обстановкой. Безопасность деятельности нефтеперерабатывающего завода сегодня рассматривается во множестве различных аспектов, и ее повышение можно рассмотреть как один из вариантов предотвращения большого количества техногенных и экологических аварий. Последние 65 лет могут быть охарактеризованы рядом аварий на химических и нефтеперерабатывающих производствах, вызвавших всеобщую серьезную озабоченность и всеобщую тревогу. Любая из этих аварий была ознаменована множеством негативных последствий: пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ и отходов. Практически любая из этих авария сопровождалась людскими жертвами, которые в некоторых случаях измерялись сотнями и тысячами человек. Именно поэтому, изучение различных аспектов промышленной безопасности деятельности нефтеперерабатывающего завода на данный момент носит столь актуальный характер.

Любое производство, даже если в рамках него не задействованы опасные производственные объекты, должно считаться с требованиями промышленной безопасности. В первую очередь, очевидно, это связано с вероятностью нанесения существенного ущерба предприятию из-за аварии или иного несчастного случая. Во-вторых, аварии сопровождаются серьезными человеческими жертвами или травмами. Наконец, даже небольшая поломка или инцидент на производстве способен остановить его на неопределенный срок. Исходя из чего, вопрос промышленной безопасности следует считать актуальным, а вопрос построения системы управления промышленной безопасностью – своевременным.

Согласно определению Ростехнадзора, «промышленная безопасность» – это совокупность тех или иных действий, цель которых – предотвращение или сведение к минимуму последствий техногенных аварий на различных производственных объектах с повышенной аварийностью. Промышленная безопасность может быть обеспечена посредством контроля производственного процесса.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, нефтеперерабатывающий завод относится к организациям, эксплуатирующем опасные вещества, которые упоминаются в указанном выше законе, а значит, в рамках его деятельности должна быть сформирована специальная служба, занимающаяся управлением промышленной безопасностью (далее – СУПБ).

Очевидно, что наличие СУПБ в организациях, которые используют вещества высокой или чрезвычайно высокой опасности, должно быть априори. Однако, ряд предприятий данного профиля пренебрегает подобной мерой, что, зачастую, приводит к тяжелым последствиям, начиная с небольших аварий (приводящих к простою в работе), и заканчивая тяжелейшими техногенными катастрофами с уничтоженным оборудованием и людскими жертвами. Разумеется, создание СУПБ на предприятии не подразумевает стопроцентную безопасность промышленного цикла, однако, данная система будет хорошим подспорьем, связывающим всю совокупность элементов безопасности завода в единую централизованную систему.

Адекватно функционирующая система управления промышленной безопасностью позволит в качественном и количественном формате вести процессы контроля и управления производственным процессом на заводе, предотвращая аварии и техногенные катастрофы на предприятии, в результате чего будет не только положительный экономический, но и серьезный социальный эффект, выраженный в сохраненных человеческих жизнях, в сохраненных квалифицированных и адаптированных к деятельности завода кадрах.

Среди компаний, которые уже успешно используют СУПБ можно выделить: ПАО «Газпром», НК «Роснефть», ПАО «ТатНефть». Все эти компании, наряду с другими аналогичными «гигантами» промышленности, рассматривают СУПБ не столько в качестве некоторой обязательной документации, сколько в качестве одного из основополагающих принципов производства. Наиболее адекватным показателем эффективности применения СУПБ является сравнительно низкий уровень аварийности и травматизма на данных предприятиях.

В качестве примера можно представить показатели компании ОАО «Газпром».

По данным ВНИИПО, за последние на объектах ОАО “Газпром” с 1998 г. по 2009 г. зарегистрировано 953 пожара, при которых погибли 94 человека и 236 травмированы. Согласно годовому отчету за 2014 год, число пострадавших в несчастных случаях на заводе за период с 2009 по 2014 г. сокращено с 230 до 85 человек в год, количество аварий на заводе снизилось  с 16 до 8, число инцидентов сократилось с 14 до 5. Таким образом, практически все предъявленные показатели уменьшись в 2-3 раза всего за 5 лет функционирования СУПБ на предприятии.

Согласно результатам годового отчета за 2014 год,  деятельность ОАО «Татнефть» показатель техногенной нагрузки на природу был существенно ниже уровня самовосстановления экосистем. Для оценки динамики уровня производственной безопасности предприятия, представлены следующие показатели несчастных случаев: 2009 г. – 7 несчастных случаев, 2010 г. – 2 несчастных случая, 2011 г. – 5 несчастных случаев, 2012 г. – 4 несчастных случая, 2013 г. – 2 несчастных случая, 2014 г – 1 несчастный случай, 2015 г. – 0 несчастных случаев. Также не было допущено ни одной техногенной аварии с нанесением экологического ущерба в течение всего 2015 года.

В НК «Роснефть» система управления промышленной безопасностью начала функционировать с мая 2006 г. В результате проделанной работы в 2014 г. на объектах Роснефти произошло на 19% пожаров меньше, чем в 2013 г., в том числе по причине нарушений правил эксплуатации технологического оборудования количество пожаров и загораний в 2014 г. было снижено на 25% по сравнению с 2013 г., и в 2 раза уменьшилось количество произошедших пожаров на автотранспорте. За период с 2006 по 2015 годы количество аварий на заводе сократилось с 21 до 16 случаев, а общее количество смертельных случаев – с 11 до 6 человек.

Согласно полученным данным, очевидно, что из трех рассматриваемых предприятий, Роснефть и Газпром являются наиболее аварийными. Разумеется, размер предприятия напрямую влияет на количество аварий, то есть чем больше завод – тем больше вероятность отказа в одном из его промышленных узлов. Однако, данное заключение можно опровергнуть полученными данными – независимо от размеров предприятия, внедрение СУПБ позволит снизить количество аварийных ситуаций в компании, и, очевидно, нефтеперерабатывающие заводы заинтересованы ее в применении.

Динамика изменения количества пострадавших также позволить оценить масштаб работ, проведенный с персоналом исследуемых заводов (рисунок 2). Как мы видим, все три графика имеют одинаковую тенденцию к постепенному уменьшению. Для Татнефть ситуация очень благоприятна, поскольку адекватная политика в области промышленной безопасности свела количество аварий (и, соответственно, количество пострадавших от них к нулю).

Для Газпрома очевидно снижение пострадавших практически в 2,5 раза. Аналогичная ситуация и в Роснефти. Очевидно, что применение системы управления промышленной безопасностью на нефтеперерабатывающем заводе является не только интересным вопросом, но и правильным. Недаром руководства передовых промышленных производств стали повсеместно внедрять данную концепцию. Очевиден ее потенциал и эффективность.

Разумеется, наличие системы управления промышленной безопасностью не является обязательной мерой, однако вопрос безопасности в любом случае должен касаться подобных производств. Так какие же мероприятия следует рекомендовать для повышения промышленной безопасности нефтеперерабатывающих производств?

Мероприятия, касающиеся обеспечения промышленной безопасности, разрабатываются в соответствии с законом РФ «Промышленная безопасность опасных производственных объектов». Обязанности организации, в эксплуатации которой находится опасный производственный объект:

1. соблюдение положений, норм, законов и нормативно-технических документов, касающихся промышленной безопасности РФ;

2. получение лицензии на осуществление определенной деятельности в сфере промышленной безопасности;

3. обеспечение укомплектованности рабочего персонала ОПО в соответствии с нормами и требованиями;

4. допуск к работе на ОПО только квалифицированных работников, у которых нет противопоказаний к тому или иному виду деятельности;

5. обеспечение своевременной подготовки и аттестации рабочего персонала относительно промышленной безопасности ОПО;

6. хранение и дальнейшее использование нормативных правовых актов и документов относительно ведения работ на опасном производстве;

7. организация производственного контроля над соблюдением установленных требований;

8. контроль работы приборов и систем, использующихся для осуществления контроля над всеми используемыми производственными процессами;

9. обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности сооружений и зданий, диагностика применяемых технических устройств;

10. запрет проникновение на ОПО посторонних лиц;

11. выполнение норм и требований промышленной безопасности относительно хранения на объекте опасных веществ;

12. разработка декларации безопасности;

13. составление договора страхования риска в случае причинение вреда во время эксплуатации ОПО;

14. выполнение распоряжений органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области ПБ;

15. остановка производства на объекте в случае возникновения аварийной ситуации или любого другого опасного инцидента;

16. при необходимости участие в локализации и ликвидации аварий на ОПО, помощь в расследовании и обнаружении причин аварии;

17. устранения причин возможного возникновения аварий, профилактика подобных аварий;

18. информирование федерального органа исполнительной власти, территориальные органы, прочие органы государственной власти и население обо всех инцидентах;

19. защита жизни и здоровья рабочего персонала в случае возникновения аварии на ОПО;

20. учет всех аварий и инцидентов, которые имели место на ОПО;

21. предоставление информации о количестве аварий, причинах возникновения, используемых мерах по их предотвращению;

Каких-либо методических рекомендаций или указаний, содержащих детальные требования к перечню вопросов, освещаемых непосредственно в процессе анализа функционирования СУПБ не разработано. Однако, существуют требования к системам менеджмента безопасности труда, на которых основываются современные системы управления промышленной безопасностью. Входные данные для анализа менеджмента должны включать:

а) результаты внутренних аудитов и оценок соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация соглашается;

б) результаты участия и консультирования;

в) соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;

г) действенность в области безопасности труда организации;

д) степень достижения целей;

е) статус расследования происшествий, корректирующих и предупреждающих действий;

ж) исполнение решений предыдущих анализов менеджмента;

з) изменения обстоятельств, включая изменения законодательных и других требований в области безопасности труда;

и) рекомендации по улучшению.

Указанные показатели полно и адекватно характеризуют уровень функционирования систем менеджмента безопасности труда, однако с целью проведения анализа функционирования СУПБ необходимо дополнение перечня приведенных данных актуальными и детальными показателями и индикаторами, раскрывающими объективный уровень состояния дел на предприятии в разрезе управления промышленной безопасностью. В качестве удобного инструмента для достижения обозначенной цели видится применение выявленных показателей оценки организации работ в области промышленной безопасности.

С целью определения данных показателей был произведен анализ основных причин возникновения инцидентов и аварий (как последствий определенных “пробелов” в организации работ в области промышленной безопасности), произошедших на ЗАО “Рязанская нефтеперерабатывающая компания” за период 2013-2015 гг. В ходе анализа актов расследований более 400 технических инцидентов были выявлены основные группы причин возникновения инцидентов и их доля в общем распределении 

Каждая из перечисленных причин характеризуется определенным фактором, оказывающим влияние на безопасность. Из проведенного анализа следует, что на уровень промышленной безопасности ОПО оказывают влияние следующие основные факторы:

•   техническое состояние объекта;

•   качество ремонтных работ;

•   качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля;

•   персонал;

•   качество проектных работ;

•   качество применяемых технических устройств.

Влияние каждого из факторов на безопасность различно и характеризуется долей причин возникновения инцидентов и аварий по вине данного фактора (веса фактора в общем результате).

Эффективность организации работ эксплуатирующей организации по поддержанию должного технического состояния объектов предприятия можно оценить по своевременности и полноте работ по замене физически изношенного оборудования. а также проведению экспертиз промышленной безопасности и технического диагностирования оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы. В качестве показателей могут выступать:

•   % выполнения планов и программ по замене физически изношенного оборудования;

•   % внесения 8 планы и программы по замене физически изношенного оборудования реальной потребности производственников:

•   % выполнения запланированных экспертиз промышленной безопасности оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы:

•   % отношения количества предписаний Ростехнадзора по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу;

•   % отношения количества нарушений, выявленных в рамках осуществления производственного контроля, по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу;

•   % отношения количества аварий и инцидентов по вине дефектов

оборудования, зданий и сооружений к общему числу.

Качество ремонтных работ напрямую зависит от компетентности, оснащенности необходимым оборудованием и инструментом, а также опытом подрядных организаций, осуществляющих работы. Кроме того для выполнения качественного ремонта целесообразно привлечение специализированных организаций, осуществляющих контроль качества проведения работ и консультации подрядных организаций и технического персонала эксплуатирующей организации. Ключевые показатели:

•   материальный ущерб и простой производства по вине некачественного выполнения ремонтных работ, руб, ч;

•   % отношения количества аварий и инцидентов по вине некачественного выполнения ремонтных работ к общему числу;

•   % оснащенности необходимым оборудованием и инструментом подрядных организаций;

•   % рабочих подрядных организаций, прошедших периодическую

проверку знаний в области охраны труда;

•   % специалистов и руководителей подрядных организаций, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности.

Качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля характеризуются следующими показателями:

•   % выполнения запланированных работ (текущих, средних, капитальных ремонтов, ТО. осмотров) оборудования, зданий и сооружений согласно графиков планово-предупредительных ремонтов;

•   % наличия всего оборудования в графиках планово-предупредительных ремонтов;

•   % оборудования, своевременно не прошедшего необходимых испытаний и освидетельствований;

-% метрологического оборудования, своевременно не прошедшего поверку;

•   количество нарушений, выявленных при обходе и записанных в вахтовом журнале;

•   количество нарушений, выявленных в рамках осуществления 1 и 2 этапа производственного контроля;

•   количество нарушений, выявленных службой производственного контроля;

•   % укомплектованности штата службы производственного контроля компетентными специалистами.

Несмотря на четвертое порядковое место в списке факторов, влияющих на безопасность, персонал играет решающую роль в функционировании СУПБ и характеризуется следующими показателями:

•   опыт работы (лет) и % наличия высшего технического образования у обслуживающего персонала:

•   опыт работы (лет) и % наличия высшего технического образования у специалистов и руководителей;

•   % укомплектованности штата;

•   % рабочих, прошедших периодическую проверку знаний в области охраны труда;

•   % рабочих, имеющих право обслуживания оборудования, подконтрольного Ростехнадзору (сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, котлы, компрессоры и др.):

•   % специалистов и руководителей, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности.

•   % отношения количества аварий и инцидентов по вине ошибок персонала к общему числу;

•   наличие эффективно действующей системы премирования/депремирования персонала, отражающей достижения конкретного работника и соблюдение требований ПБ и ОТ.

Качество проектных работ зависит от квалификации проектировщика и опыта разработки подобных проектов. Ключевые показатели:

•   % отношения количества предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по вине неверных/ недостаточных проектных решений к общему числу:

•   % отношения количества предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по вине неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу:

•   % отношения количества аварий и инцидентов по вине неверных/недостаточных проектных решений к общему числу;

•   Соотношения количества аварий и инцидентов по вине неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу.

Применяемые технические устройства и материалы должны проходить обязательную процедуру входного контроля, иметь необходимые сертификаты и инструкции. В общем, в качестве показателей могут выступать:

•   наличие структурного подразделения на предприятии, отвечающего за входной контроль, его обеспеченность необходимым оборудованием для проведения визуально-измерительного, разрушающего и неразрушающего контроля, специалистами и экспертами для проведения испытаний;

•   наличие нормативного документа или указаний, определяющих порядок и объем проведения входного контроля качества материалов, изделий и технических устройств, соответствие их нормативным требованиям:

•   % наличия разрешений на применение/сертификатов соответствия применяемых технических устройств;

•   % наличия паспортов, инструкций по эксплуатации применяемых технических устройств.

Результаты проведения анализа функционирования СУПБ с применением оценки по вышеперечисленным факторам позволят объективно оценить уровень организации работ на предприятии, выявить причины неблагоприятного состояния дел в управлении промышленной безопасностью, а также разработать корректирующие мероприятия, направленные на предупреждение аварий и несчастных случаев. Применение предлагаемого подхода к анализу функционирования СУПБ на предприятиях, имеющих в своем составе несколько опасных производственных объектов, позволит провести сравнение показателей безопасности на объектах внутри предприятия и выявить наиболее передовые начинания объектов в организации работ по обеспечению требований ПБ с целью формирования эффективно действующей системы управления промышленной безопасности всего предприятия и недопущения аварий и несчастных случаев.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”

2. Постановление от 10.03.1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (ред. от 30.07.2014 г. N 726)

3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2013 г. N 536
“Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью”

4. ГОСТ Р 22.0.05-94. Техногенные чрезвычайные ситуации. 1996.

5. ГОСТ Р 22.1.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и про- гнозирование. Основные положения. 1995.

6. РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. М.: НТЦ по безопасности промышленности Госгортехнад- зор России, 2002.

  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp