Малышев А.М. “Учет требований промышленной безопасности при прокладке магистральных нефтепроводов вблизи населенных пунктов и автомобильных дорог”

Малышев А.М. “Учет требований промышленной безопасности при прокладке магистральных нефтепроводов вблизи населенных пунктов и автомобильных дорог”

Малышев Антон Михайлович, эксперт по промышленной безопасности ЗАО НТЦ «ТехноЭксперт»

Учет требований промышленной безопасности при прокладке магистральных нефтепроводов вблизи населенных пунктов и автомобильных дорог

В статье изложены основные требования промышленной безопасности при прокладке магистралей-нефтепроводов, основные причины аварий на подобных объектах, а также перечислены способы их предупреждения.

Нет сомнений, что прокладывать магистральные нефтепроводы выгоднее вблизи автодорог и населенных пунктов. Ведь в этом случае их обслуживание, а также их охрана менее затратные.

Однако, подобная практика требует особенной тщательности в обеспечении безопасности. Это касается и самих магистралей, и, конечно, тех сел и городов, дорог и автострад, рядом с которыми прокладывается трубы с потоком горючей субстанции. Чтобы не быть голословными, обратимся к статистике аварий на нефтепроводах.

Статистика за период с 2012 – 2015 год

За последние несколько лет аварийность, связанная с нефтепродуктами несколько возросла, данные предоставлены в следующей таблице:

В 2015 году аварийность снизилась по сравнению с 2013 годом. Нефтегазовый комплекс не превысил 15 аварий, а это говорит о том, что нефтеперерабатывающие компании заинтересованы в предупреждении возникновения несчастных случаев.

Модернизация нефтепроводов

Чтобы обеспечить безопасностью население Российской Федерации и защитить критически важные, а также опасные объекты от угроз различного характера органы государственной власти должны вести политику по обеспечению безопасности. В 2012 году руководящий состав, а также органы управления и силы РСЧС заинтересовались в дальнейшем совершенствовании как защитить население страны и ее территорию от угроз техногенного и природного характера.

Все силы были направлены на модернизацию региональной системы. В итоге принят Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций». Газпром нефть в 2013 году провела модернизацию нефтепроводов и увеличила глубину переработки, а также выпуск светлых нефтепродуктов в России.  До 2018-2019 годов на Омском и Московском НПЗ Газпром нефть запланировала ввести специальные комплексы гидрокрекинга, где мощность составляет 2 миллиона в год. К дополнительному строению относится строительство следующих крупных сооружений:

  • К 2020 году на Московском НПЗ будет установлен флексикокинг, где мощность составит 2 млн. тонн;
  • К 2019 году на Омском НПЗ будет установлено коксование, где мощность будет 2 млн. тонн в год.

Если проекты, которые запланировала Газпром нефть, будут модернизированы – целевые показатели в России в 2025 году достигнут следующего уровня: нефтепереработка нефти за год составит – 40 миллионов тонн, около 95 % составит глубина переработки, примерно 80 % на выходе займут светлые нефтепродукты.

Стандартные требования промышленной безопасности при прокладке магистралей-нефтепроводов

Согласно общим требованиям к эксплуатации магистральных нефтепроводов технологические и конструктивные параметры сооружений устанавливаются конкретным проектом, выполненным по строительным нормам и правилам. Учитываются следующие основные данные:

  • Назначение магистрали;
  • Природно-климатические условия, в которых будет размещен нефтепровод;
  • Физико-химические свойства продукта транспортировки;
  • Объем и расстояние перекачки.

При этом полный перечень объектов/сооружений, входящих в состав магистрального нефтепровода (аббревиатура – МН), приводится в приложении «Д» действующих  Правил техэксплуатации МН с номером РД-153-39.4-056-00 (нормативный документ разработан Институтом проблем транспорта энергоресурсов). Вот это приложение (таблица приводится в сокращенном виде):

Седьмой пункт приложения «Д» имеет еще 4 подпункта. Но даже этот, сокращенный список, показывает, насколько тщательно продумана вся система функционирования и безопасности МН.

Кроме того, упомянутые  Правила устанавливают жесткие нормы-требования к следующим процессам:

  • Механизму приемки  всех объектов МН по окончании строительства перед вводом их в эксплуатацию;
  • Квалификации всего обслуживающего персонала;
  • Строго выверенному технологическому регламенту перекачки продукта по МН;
  • Системе организации и проведения работ по диагностике, техобслуживанию, ремонту, ликвидации аварий на МН;
  • Четкому учету количества нефти;
  • Порядку метрологического обеспечения эксплуатации МН;
  • Разработанным правилам промышленной и экологической безопасности, охраны труда.

В частности, для обеспечения пожаробезопасности объектов МН руководствуются специально принятыми Правилами ВППБ-01-05-99.

При учете всех перечисленных требований промышленной безопасности прокладки и эксплуатации магистральных нефтепроводов вблизи населенных пунктов и автомобильных дорог, казалось бы, сбои и аварии могут быть сведены к минимуму. Однако статистика говорит об обратном – их десятки тысяч в год. В чем же причины?

Основные причины аварийных ситуаций на объектах МН

Поскольку даже заниженные официальные данные указывают на уменьшение количества порывов/утечек и пожаров не происходит (а за последние 10 лет оно увеличилось), то специалисты разных ведомств проводят аналитические  исследования. Так, Росгидромет регулярно измеряет концентрацию нефти/нефтепродуктов в поверхностных водах и делает выводы, что они повсеместно (даже в Байкале!) загрязнены нефтепродуктами. Другое ведомство – Роспотребнадзор берет образцы в водоемах 1-2 категории (это источники питьевой воды) и приходит к тем же результатам. Чем же мотивируют в свое оправдание такую ситуацию в Центральном диспетчерском и региональных управлениях топливно-энергетического комплекса? На первом месте в ряду причин зачастую указывается изношенность трубопроводов и всех прочих многоплановых и сложных составляющих систем МН.

Состояние оборудования

  1. Компания «Транснефть» заинтересована в эксплуатации нефтепроводов России, а также в строительстве современных трубопроводов. В 2010 году была утверждена компанией «Программа технического перевооружения, капитального ремонта и развитие объектов магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», в период с 2011-2017 годы». До 2017 года в программу вошла замена трубопроводов, составляющая протяженность в 6503 км.

В этом же исследовании говорится: практика показывает, что через 10/15 лет эксплуатации магистральные нефтепроводы из-за естественного старения и физического износа приводят к росту отказов, аварий.

В других источниках указывается, что  больше 16% действующих магистральных трубопроводов, а их в РФ более 50 тыс. км,  уже старше положенных лет. И если учесть, мягко говоря, очень невысокую скорость замены основными компаниями участков отработавших своё нефтепроводов, то к настоящему времени средний срок эксплуатации оборудования уже превысил 30 лет.

2.         Качество материала, из которого изготовлено оборудование МН

Речь тут в первую очередь о качестве трубных сталей.  Используемые для строительства МН трубы зачастую не удовлетворяют требованиям надежности-долговечности по таким показателям:

- низкая ударная вязкость;

- наличие расслоений;

- отклонения в допусках листов и в геометрии проходного сечения (к примеру, овальность у труб с большим диаметром);

- качество заводского продольного стыка и термообработки заводского шва.

3.         Состояние другого оборудования

Поскольку  федеральным законом РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” № 116-ФЗ от 21.07.2014 г. МН отнесены к объектам опасным, то особое внимание нужно уделять техническому состоянию соединений,  изгибов, колен, отводов и других составляющих частей системы. Особенно тех, которые являются наиболее загруженными.

Список причин могут продолжить недостатки проектных решений (к примеру, неточный расчет перепадов на пересеченной местности), пренебрежение цикличностью процессов, т.н. «человеческий фактор», когда обслуживают МН неквалифицированные или неопытные работники. Что из перечисленного отнести к причинам объективным, а что к субъективным? В каждом конкретном случае это решают расследования по факту.

Современные технологии: предупреждение аварий

Представить последствия утечек нефти на окружающую среду  несложно.

Еще более катастрофичны внезапные прорывы линейного участка, возгорания вблизи населенных пунктов и дорог.

Ликвидации аварий и их последствий – мероприятия зачастую и дорогостоящие, и трудоемкие. В целях предотвращения происшествий и катастроф на МН нужно не только эффективное управление системами, но и непрерывный мониторинг их технического состояния.

Наиболее перспективны следующие современные технологии:

  • Обнаружение дефектов и деформаций при диагностировании состояния трубопроводов. магнитными и ультразвуковыми внутритрубными дефектоскопами;
  • Сплошная замена устаревшего (или отработавшего срок) изоляционного покрытия, качество которого позволяет защитить трубы и системные детали оборудования;
  • Нанесение антикоррозийной покраски внутри резервуаров;
  • Внедрение устройств, размывающих донные отложения;
  • Установка алюминиевых понтонов на резервуарах – затраты окупаются, поскольку прослужит такая деталь более 20 лет.

Эффективным является переиспытание нефтепроводов, построенных ранее, на соответствие действующими нормам безопасности и санитарными нормам. А также переопрессовка опасных участков – тех, при порывах которых неизбежно возникнут техногенные чрезвычайные ситуации. Прежде всего, это места вблизи жилых массивов, туристических объектов, территорий массового отдыха.


Выводы

Во-первых, констатируем, что потери нефти, ее разливы на поверхность в РФ, вероятнее всего, исчисляются несколькими миллионами тонн  в год. Хотя при этом сокращения объемов не наблюдается.

Во-вторых, большая часть утечек и аварий связана с сроком длительным сроком эксплуатации труб. Усугубление ситуации – попытки нефтекомпаний экономить на их замене.

В-третьих, современные технологии позволяют предотвратить аварию. Для этого необходимо на государственном уровне проводить внедрение таких инноваций.

Список используемой литературы:

  1. Государственные доклады МПР РФ о состоянии окружающей среды
  2. Приложение «Д» действующих Правил техэксплуатации МН с номером РД-153-39.4-056-00, разработанных Институтом проблем транспорта энергоресурсов
  3. Правила ВППБ-01-05-99
  4. Федеральный законом РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp