Тарасов А.В. “Магистральный газопровод и процесс консервации труб с обеспечением должного уровня промышленной безопасности”

Тарасов А.В. “Магистральный газопровод и процесс консервации труб с обеспечением должного уровня промышленной безопасности”

Тарасов Андрей Владимирович, начальник лаборатории неразрушающего контроля ООО «Техэкспертиза»

Магистральный газопровод и процесс консервации труб с обеспечением должного уровня промышленной безопасности

В работе описывается, что из себя представляет трубопровод, какие функции он выполняет, дана характеристика процессу консервирования и ликвидирования объекта.

Трубопроводы используются в качестве транспорта различного целевого назначения, например, для устройства водоснабжения, отвода канализационных и прочих сточных вод, транспорта нефти, жидких нефтепродуктов, газа, минерального сырья и песчаной взвеси.  Кроме того, они могут служить каналами для силовых линий и кабелей.  При помощи насосов или компрессоров жидкие среды или газы перекачиваются из пункта получения транспортируемого продукта к потребителю.  Настоящее Руководство относится к строительству, эксплуатации, техобслуживанию и выводу из эксплуатации магистральных трубопроводов.

Первичная планировка трубопровода включает определение потенциальных трасс прохождения трубопровода от точки поступления продукта к потребителю.

Постепенно, исходя из соображений размер охранной зоны трубопровода и прочих промышленных, технических, социальных и экологических аспектов, в процессе подбора достигается более точная степень приближения и сокращается число вариантов.  Перед строительством обычно требуется получение разрешения со стороны местных властей, например, гарантирующее отсутствие отрицательного влияния  трубопровода на местную окружающую среду.  Если проектируемый трубопровод пересекает территорию, находящуюся в различной юрисдикции, получение согласований должно координироваться.

Как правило, требуется также проведение развернутой оценки воздействия на окружающую среду.  Для выявления возможных проблем на начальном этапе необходимо проведение переговоров с контрольно-надзорными органами и заинтересованными сторонами.

Трубы могут быть заглублены в траншеях, забурены в скалистый грунт или уложены методом горизонтально направленного бурения (обычно под водоемами), а также проложены над поверхностью земли.

Строительство трубопроводов представляет собой последовательный процесс, включающий разметку маркировочными колышками полосы отвода и оси трубопровода; очистку и выравнивание полосы отвода; прокладку траншей (для трубопроводов, укладываемых в траншею); укладку трубопроводов, сварочные работы и выполнение изгибов; нанесение покрытия на сварные соединения в трассовых условиях; проведение испытаний; опускание; обратную засыпку траншей и приведение в порядок полосы отвода.

В рамках сдачи в эксплуатацию промысловые и прочие трубопроводы, а также связанные с ними технические сооружения наполняют водой и подвергают гидроопрессовке для проверки механической целостности.   По завершении строительства, трубопровод требует продуманного управления и техобслуживания для уменьшения риска утечек.  Эксплуатация трубопровода обычно предусматривает частое проведение дефектоскопии и периодическое техобслуживание полосы отвода и технических сооружений.  Эксплуатация трубопровода обычно подвергается централизованному мониторингу и контролю посредством системы диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA), которая позволяет отслеживать в условиях эксплуатации такие переменные рабочие параметры как пропускная способность, давление и температура, а также открывать и закрывать клапаны.

Если противокоррозионные методы и средства обработки внешней оболочки трубопроводов эффективно и широко применяются на практике, то коррозия внутренней полости трубопроводов является трудной и проблемной задачей, в особенности на консервируемых участках трубопроводов с учетом их длительного и интенсивного использования. В настоящее время около 60 % трубопроводного транспорта России выработало ресурс беспроблемной эксплуатации и требует повышенного внимания для обеспечения безаварийной работы.

Все чаще появляется необходимость в долговременной консервации трубопроводов. Общие условия консервации, расконсервации и демонтажа оборудования объектов магистральных трубопроводов из ложены в РД 153.39.4.056.00 «Правила технической эксплуата ции нефтепроводов» от 14.08.2000 В них, однако, отсутствуют в явном виде рекомендации о видах и сред ствах противокоррозионной защиты внутренних полостей трубопроводов.

Расчет физических свойств перекачиваемого газа выполняется по формулам:

псевдокритическое давление

ρ ст=с 1*а 1+с 2*а 2+с 3*а 3+с 4*а 4+с 5*а 5+с 6*а 6+с 7*а 7+с 8*а 8

М ст=М 1*а 1+М 2*М 2+с 3*М 3+М 4*а 4+М 5*а 5+М 6*а 6+М 7*а 7+М 8*а 8

Газовая постоянная:

R=R’/M ст

Чтобы рассчитывать экономическую эффективность от консервации важно знать стоимость строительства, она высчитывается:

С ст=К о+К i*(i раб+i рез)

Точное и детальное описание сети процессов в магистральном трубопроводном транспорте, соответствующих действительным  условиям, требует представления особенностей, свойственных данному виду транспорта при его функционировании, а также задействованных в нем процессах и ресурсах на всех этапах его жизненного цикла.

Среди особенностей, свойственных магистральному трубопроводному транспорту при его функционировании и отличающему его от других видов транспорта, можно выделить следующие:

- в результате функционирования магистрального трубопроводного транспорта производится не продукция, а оказывается услуга транспортирования газа, нефти и нефтепродуктов от мест их добычи, получения к местам потребления;

- магистральный трубопроводный транспорт – сооружение линейно-протяженного типа.

Основной его составляющей является линейная часть, представляющая непрерывную нить, сваренную из отдельных стальных труб и уложенную вдоль трассы тем или иным способом;

- данный вид транспорта характеризуется возможностью его повсеместной укладки, поэтому может эксплуатироваться в разнообразных топографических, теологических, гидрологических и климатических условиях;

- при функционировании  такого  вида транспорта  гарантируется низкая себестоимость транспортировки энергоносителя по сравнению с другими видами транспорта;

- при транспортировании углеводородных носителей трубопроводным транспортом обеспечивается сохранность их качества благодаря полной герметизации трубы;

- в процессе эксплуатации соблюдается автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу энергоносителя;

- магистральный трубопроводный транспорт при эксплуатации обслуживается малой численностью персонала;

- в ходе эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта обеспечивается непрерывность процесса перекачки;

- в нештатном режиме эксплуатации магистральный трубопроводный транспорт как опасный производственный объект становится источником ряда опасностей, сопровождающихся масштабными негативными последствиями для окружающей среды, персонала, населения, других технических объектов.

Когда необходимость в трубопроводе отпала, его выводят из эксплуатации.  Вывод из эксплуатации требует проведения тщательной оценки с учетом природоохранных вопросов и тесного контакта с контрольно-надзорными органами

и прочими заинтересованными сторонами для рассмотрения вопросов охраны здоровья и безопасности, воздействия на окружающую среду, технических аспектов и затрат.

Существуют три основных варианта вывода трубопровода из эксплуатации:

•  Консервация, при которой трубопроводы изолируют от системы.  При этом может

быть произведена продувка инертным газом и монтаж заглушек с обоих концов.

Техобслуживание таких трубопроводов, аналогично любой эксплуатируемой

системе, производится в соответствии с предусмотренными стандартами.

•  Ликвидация трубопровода без демонтажа, при которой производится физическое

отсоединение, продувка, очистка трубопровода и монтаж заглушек на его концах.  В трубопроводах производят сброс давления и более не выполняют техобслуживание.  Они остаются на том же месте, подвергаясь воздействию коррозии и биологическому разложению.  Все сооружения, находящиеся над поверхностью земли, демонтируются, и производится рекультивация полосы отвода.

•  Демонтаж, при котором все подземные сооружения также демонтируются.  Демонтаж обычно не является оптимальной технологией для заглубленных трубопроводов.

Система магистральных трубопроводов обеспечивает перемещение газа, нефти нефтепродуктов от пункта приемки продукции до пункта ее  сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или хранение. Являясь эффективным средством доставки продукции для нужд промышленного и бытового потребления, магистральные трубопроводы  при аварии могут причинить вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде вот почему важно проводить своевременную ликвидацию и консервацию.

С учетом особенностей эксплуатации магистрального трубопровода,  как источника повышенной опасности, связанных с проведением работ по предотвращению или минимизации последствий вредного воздействия на окружающую среду и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных созданием, реконструкцией, эксплуатацией,  консервацией и ликвидацией магистрального трубопровода, возлагает на  лиц, ответственных за причинение вреда.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– в своей совокупности объекты магистрального трубопровода могут быть охарактеризованы как предприятие;

–  объекты магистрального трубопровода могут быть в большинстве случаев идентифицированы в качестве источников  повышенной опасности. В то же время как единый имущественный, неделимый производственно-технологический комплекс магистральный трубопровод идентифицируется в качестве источника повышенной опасности, а с другой стороны его эксплуатация, как деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих.

Обязательным этапом консервации трубопровода является его очистка.

Полное  удаление  частиц  механических  примесей  и  воды  из  полости  трубопроводов  с  помощью  очистных  поршней  и  потока  перекачиваемой  среды  также невозможно.

По  этим причинам для очистки  трубопроводов  все шире применяются  гелевые

системы. В  настоящее  время  в трубопроводном транспорте применяются гели 4 типов:

•  гели-разделители партий нефтепродуктов;

•  гелеобразные поршни для выноса мусора из полости трубопровода;

•  углеводородные гели;

•  осушающие гели.

Углеводородные гели (органогели) приготавливают с использованием в качестве

дисперсионной среды углеводородной жидкости (керосина, дизельного топлива и т. д.).

Их  перемещение  осуществляется  жидкостями  или  газом (через  механический разделитель).

Органогели  эффективны  при  очистке  газопроводов  от  скоплений  конденсата.

Кроме  того,  в  них  вводят  до 20 %  ингибитора,  что  обеспечивает  защиту

внутренней поверхности газопроводов от коррозии.

В связи с этими задачами к гелевым системам, применяемым в трубопроводном

транспорте, предъявляются следующие требования:

•  высокая поверхностная и объемная активность;

•  повышенные  адсорбционная  и  адгезионная,  пониженная  десорбционная способность в динамических условиях;

•  способность образовывать на стенках трубопровода гидрофильный слой полимера;

•  высокая эластичность;

•  высокая технико-экономическая эффективность.

Процесс консервации, как и ликвидации возможен только после составления необходимого пакета документов.

Обязательно, чтобы проектная документация проходила этап авторского надзора, к процессу консервации и ликвидации привлекались специалисты высокой категории, а в период проведения работ на объекте строго соблюдались требования промышленной безопасности.

Список литературы:

  1. ГОСТ Р 54983—2012
  2. СП 42-101-96
  3. ПБ 12-529-03
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • подготовка
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img
Напишите
нам в WhatsApp