ФЗ №44 вновь критикуют! Федеральный закон вновь стал объектом для жалоб строителей, которые мотивируют свои претензии тем, что при появлении проблем с выполнением заказа ответственность возлагается на подрядную организацию. Любые неточности в составлении технического задания или ошибки в формировании заказа считаются просчетом и недоработкой подрядчика. Для выравнивания ситуации необходимо усилить наблюдение за механизмом проведения конкурсов и увеличить временные рамки для изучения проектной документации. Также следует оптимизировать систему ценообразования и составления смет.
Непрофессиональные подрядные организации можно будет отсечь еще в самом начале с помощью процедуры предквалификации. Это поможет устранить подрядчиков, не отвечающих условиям заказа, и минимизировать риск участия в конкурсе мошеннических контор, которые получают авансовый платеж и пропадают.
Для контроля конкурсных закупок в состав комиссии должны входить представители строительных организаций. Назрела необходимость в реализации не только на словах, но и на деле, системы единого технического заказчика, действующей на федеральном и региональном уровне. По мнению строителей, специфика проведения электронных торгов, недостаточный объем предоставляемых заказчиком документов и отсутствие льгот для подрядчиков в регионах и муниципалитетах не позволяют наладить эффективную систему взаимодействия строителей и государственных органов.
Строительство государственных объектов – специфический вид услуги, который требует формирования отдельного закона о контрактной системе в строительной сфере.
В России 2 года назад в рамках ФЗ-44 было подписано более 2 млн. 200 тыс. контрактов общей стоимостью 3,4 трлн. руб. Из них на строительную сферу пришлось 135 532 контракта на сумму, превышающую 1,3 трлн. руб. По результатам прошлого года, процентная доля заключенных в строительстве контрактов увеличилась на 5% и составила 40% от общего числа.
Стоимость преобладающей части строительных контрактов (более 85%) не превышает 3 млн. руб. Это всего 6,5% от совокупной стоимости контрактов в этой сфере. Контракты на сумму более 60 млн. руб. не превышают 2% от их общего числа и составляют порядка 75% от их совокупной стоимости.
Анализ данных за 2015 год выявил рост числа контрактов, расторгнутых по причинам финансовой несостоятельности одной из сторон. К этому привели неправильный выбор подрядной организации с помощью закрытых торгов, отсутствие процедуры предварительного отбора, закупки у единственного поставщика услуги без проведения его предквалификации. Установлено, что контракты, заключенные без квалификационного отбора, расторгались в 2 раза чаще.
Министерство экономического развития ратует за развитие конкуренции среди подрядчиков и не вносит процедуру предварительного квалификационного отбора в число обязательных мероприятий. На деле это оборачивается нарушением условий контрактов, срывом сроков сдачи и дополнительными расходами.