САВЧЕНКО Н.В., САВЧЕНКО А.Н., БАЛАНДИН А.В. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗАВАРИЙНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ"

САВЧЕНКО Н.В., САВЧЕНКО А.Н., БАЛАНДИН А.В. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗАВАРИЙНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ"

Анализ статистических данных аварий и несчастных случаев со смертельным исходом которые произошли при эксплуатации грузоподъемных механизмов, позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне аварийности. Причем наиболее опасными являются башенные краны. На них приходится около 40% от общего количества аварий, а по травматизму – около 30% от общего числа смертельных случаев на кранах. Как показывает анализ обстоятельств произошедших аварий, технические неисправности не являются основными причинами несчастных случаев и аварий, причины аварий и несчастных случаев с подъемными     механизмами при их эксплуатации чаще всего организационные. Аварии и несчастные случаи при работе грузоподъемных машин чаще всего возникают там, где не соблюдаются инструкции, требования регламентов и правил безопасности.
Основные причины аварий это:

- неэффективность системы производственного контроля на предприятии;

- низкая производственная и технологическая дисциплина на объектах;

- нарушение требований производственных инструкций;

- невыполнение руководителями и специалистами своих должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда для подчиненных и по организации безопасной эксплуатации механизмов.

Рассмотрим конкретные примеры.

21 марта 2013 года, Екатеринбург, ООО «ПромТехноЦентр». При перемещении в литейном цехе с помощью мостового крана, ранее демонтированного консольно-поворотного крана в бункер для металлолома, произошло разрушение перемещаемой конструкции, в результате чего был смертельно ранен мастер, под руководством которого и производились работы.

Причина происшедшего: неудовлетворительная организация производства работ, которая выразилась в недостаточной организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а именно:

- перемещение груза (площадка колонны с размещенными на ней механизмами для поворота стрелы консольно-поворотного крана), на который не разработана схема строповки, в отсутствии и без руководства ответственного лица, работником, не назначенным в качестве стропальщика;

- нахождение пострадавшего под перемещаемым грузом;

- оттягивание (раскачивание) груза вручную пострадавшим во время его перемещения и опускания в бункер без применения крючьев или оттяжек.

Рассмотрим конкретные случаи:

В одном из цехов открытого акционерного общества «МЭК» использовался мостовой электрический кран грузоподъемностью 20 т, пролетом 30 метров. При очередном подъеме грейфера со шлаком на высоте около 1 м произошел обрыв каната. Возникшие рывки разрушили ослабленную трещинами главную приводную балку моста крана. В результате произошло разрушение и падение мостового крана, при котором был смертельно травмирован крановщик.

В турбинном цехе открытого акционерного общества “Металлургический завод” с помощью мостового крана грузоподъемностью 10 т выполнялись ремонтные работы.

В процессе подъема краном груза произошло разрушение и падение главной балки крана пролетом 20м. Отметим, что до аварии кран эксплуатировался 18 лет.

Главные балки крана были выполнены сварными в виде главной и вспомогательной ферм. Падение крана вызвало разрушение нижнего пояса главной фермы на расстоянии 8 метров от опорной части крана, причем излом произошел в узле присоединения к поясу раскосов горизонтальной фермы. При исследовании излома было установлено наличие усталостных трещин в элементах сечения фермы. Усталостные трещины обнаружены также в вертикальном листе верхнего пояса. Одна из них начиналась от нижней кромки листа в сварном шве, другая – в соединении пояса со стенкой. Налицо износ конструкций крана, который не был своевременно выявлен эксплуатирующим персоналом.
  • обучение
  • вступление
    в cpo
  • аттестация
  • сертификация
обучение
вступление в cpo
аттестация
сертификация
img img img