Осипов Александр Юрьевич, главный конструктор НПАО «НПХ Рокада»
Снятие с регистрации эскалаторов, их ликвидация и временная консервация
В статье описывается процесс консервации/ликвидации эскалаторов как ОПО, а также снятие с регистрации объекта.
В соответствии с Федеральным законом № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятым Государственной думой 20 июня 1997 г., эскалаторы относятся к категории технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, и подлежат экспертизе промышленной безопасности по истечении их нормативного срока службы. [1]
Для достижения оптимальной плотности потока покупателей движение внутри здания должно быть комфортным. В торговых и коммерческих зданиях следует избегать расстояний свыше 50 м между местами расположения эскалаторов.
Следует устанавливать бегущие дорожки там, где принципиально имеет значение транспортировка торговых или багажных тележек.
Для определения требований к транспортировке людей (человек в час) следует учитывать следующие параметры:
– тип здания (офис, торговый центр, кинотеатр, станция метро, аэропорт, здания с одно-, двухсторонним движением; многофункциональное или специализированное здание);
– часы пик (открытие и закрытие офисных зданий);
– количественный фактор, основанный на общеполезной площади;
– скорость потока покупателей по этажам универмагов;
– необходимый уровень комфортности при перемещении на эскалаторе или бегущей дорожке (незаполненный, удобный, заполненный).
Всего лишь одна установка используется для объединения двух уровней. Это подходит для зданий с потоком, идущим, в одном направлении. Также есть возможность гибко приспособить установку к направлению пассажиропотока (т.е. вверх – утром и вниз – вечером).
Постоянный, непрерывный поток используется, в основном, в небольших помещениях, чтобы связать 3 этажа. Оно требует больше места, чем прерванный поток.
Прерванный поток является относительно неудобным для пользователя, в то время как для владельца универмага такое расположение имеет существенное преимущество – при разделении направлений вверх и вниз необходимо будет пройти мимо специально размещённых товаров.
Параллельный, прерванный поток применяется в общественных зданиях с интенсивным пассажиропотоком. При наличии 3-х и более эскалаторов или бегущих дорожек возможно изменение направления движения в зависимости от пассажиропотока.
Перекрёстный, непрерывный поток используется чаще всего, так как дает возможность покупателям быстро перемещаться на верхние этажи, значительно экономя при этом время. В зависимости от того, как расположены эскалаторы, можно открыть вид на этаж магазина, чтобы стимулировать интерес покупателей к товарам, размещенным на витрине.
Углы наклона 30° и 35° являются общепринятыми международными стандартами для эскалаторов.
Угол наклона 30° обеспечивает самое удобное перемещение и максимальную безопасность для пользователя.
Эскалатор с углом наклона 35° является самым эффективным решением, так как его установка требует меньшего пространства. Однако, этот наклон воспринимается как слишком крутой, если высота подъёма превышает 6 м, особенно при движении вниз. Согласно требованию EN 115, угол наклона 35° не разрешается при высоте подъёма более 6 м.
Углы наклона 10°, 11° и 12° являются общим международным стандартом для наклонных бегущих дорожек. Пользователи считают, что угол наклона 10° обеспечивает наиболее комфортную езду, а бегущие дорожки с углом наклона 12° используются при ограниченных пространствах.
Горизонтальные бегущие дорожки могут устанавливаться с наклоном от 0° до 6°.
Скорость не только существенно влияет на потенциальную пропускную способность
эскалаторов и бегущих дорожек, но также оказывает влияние и на требования касательно пространства.
Эскалаторы, как элемент ОПО, раньше подлежали регистрации, которая проходила в федеральном органе исполнительной власти в том регионе, где он будет использоваться. На момент регистрации ОПО владелец должен был указать следующие сведения:
Кроме того, что эскалатор в обязательном порядке необходимо регистрировать, при его ликвидации обязательно нужно снимать с учета. Согласно ФЗ № 116, сегодня регистрировать эскалаторы нет необходимости, за исключением тех, которые находятся в эксплуатации в метрополитенах.
Если эскалатор не снять с учета, то представитель Ростехнадзора будет обязан ежегодно проводить проверку документации на ОПО и осмотр оборудования в соответствии с теми требованиями, что предъявляются органом в рамках закона.
Ф статье 10, ФЗ № 22 сказано, что если производственный объект не проходит перерегистрацию в соответствии с его классом опасности, то надзорным органом он может проверяться не более одного раза в год. [2]
Инспектор обязательно проверяет правильность ведения паспорта на соблюдение ТУ, качество состояния механизмов, документацию по эксплуатации, в том числе экспертизу промышленной безопасности, ППК, ПЛАС.
Только письмо от Ростехнадзора подтверждает, что эскалатор снят с регистрации и выведен из реестра производственных объектов. Как правило, снятие с учета требуется после ликвидации объекта.
В обязательном порядке эскалатор останавливается при выявлении неисправностей, представляющих опасность для пассажиров. Нельзя эксплуатировать агрегат при неисправностях указанных в руководстве по использованию или инструкции по обслуживанию.
Ликвидация и консервация эскалатора производится при задействовании вулканизаторщика, слесаря-электрика, мастера, машиниста. Стоит помнить, что в случае консервации объекта, созданная группа специалистов обязана приложить максимум усилий, чтобы сохранить объект в целости с последующей полной работоспособностью после проведения этапа расконсервирования.
Консервация объекта предполагает проведение ряда технических и организационных мероприятий направленных на обеспечение должного уровня безопасности на объекте, материальной сохранности агрегата. Предпринимаются всевозможные меры по обеспечению в дальнейшем работоспособности оборудования.
Чтобы определить длительность остановки эскалатора и условия его дальнейшего содержания необходимо осуществлять защитные меры на весь период консервации, для этого создается специальная остановочная комиссия.
Состав такой комиссии формируется из состава предприятия, в том числе туда входит руководитель консервируемого объекта, представитель Ростехнадзора, технический руководитель и так далее.
Процесс консервации/ликвидации основан на приказе руководителя эксплуатирующей организации, в котором содержится обоснование действиям, период, на который консервируется объект, необходимость в проведении подобных действий. Обязательно решение согласовывается с надзорным органом за месяц до начала работ.
Будущие мероприятия разрабатываются в соответствии с действующим законодательством и только той организацией, которая имеет соответствующую лицензию. После проведения необходимых технических мероприятий составляется акт, который также утверждает руководитель эксплуатирующей организации.
Проект по ликвидации/консервации ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности. Прием работ осуществляется путем осмотра объекта и оценки полноты проведенных действий по обеспечению необходимого уровня промышленной безопасности. Никакого отступления от проекта недопускается.
Процесс ликвидации можно представить в виде следующих этапов:
Любая организация, планирующая процесс консервации/ликвидации должна в первую очередь обеспечить достаточный уровень безопасности здоровья и жизни.
Проект по консервации эскалаторов содержит в себе:
Техническое освидетельствование объекта проводят чтобы подтвердить:
После технического освидетельствования принимается решение о дальнейшей возможности использования эскалатора. В обязательном порядке проводится экспертиза промышленной безопасности, если ее результаты не допускают последующего использования объекта, то эскалатор выводится из эксплуатации, его ликвидируют и в последствии заменяют на новое оборудование, если это необходимо.
Основные параметры эскалаторов, которые должны соблюдаться на момент их использования содержатся в следующей таблице:
Обязательно проводится расчет остаточного ресурса эскалатора. Для оценки остаточного ресурса применялись экспериментальные зависимости N(Нс) в координатах: значения коэрцитивной силы Нс(А/см) — число циклов нагружения N.
При проведении коэрцитиметрического контроля несущих элементов металлоконструкций выбирались участки с максимальными значениями Нсmax. По номограмме восстанавливали перпендикуляр до пересечения с кривой N(Нс) для соответствующей амплитуды нагружения σс и получали значение Nо. Разность между максимальным числом ци клов до разрушения Nр и Nо для данного σс составляло оставшееся число циклов работы эскалатора:
Nост = Nр — Nо
Остаточный ресурс в километрах пробега (в сменах) вычислялся на основании ожидаемой загрузки эскалатора и частоты нагружения на 1 км пробега в смену (Cсм) в процессе эксплуатации:
Р = (Nр – Nо)/Cсм
Весь прогнозируемый срок работы эскалатора делился на этапы по степени накопления остаточных деформаций и микроповреждений:
• 1-й этап: режим надежной эксплуатации при Нсmax << Нст, когда металл работает в упругой области диаграммы нагружения и максимальные напряжения ниже предела упругости;
• 2-й этап: режим «контролируемой» эксплуатации при Нсmax ≤ Нст, когда отдельные элементы металлоконструкции эскалатора работают в упруго-пластической области диаграммы нагружения, а максимальные остаточные напряжения достигают физического предела текучести металла;
• 3-й этап: «критический» режим эксплуатации при Нст ≤ Нсmax ≤ Нсв, когда отдельные элементы металлоконструкции эскалатора работают в упруго-пластической и пластической областях диаграммы нагружения, а остаточные максимальные напряжения превышают предел текучести металла.
Металлоконструкции эскалаторов с критическими значениями Нс в слабых звеньях при любом режиме эксплуатации нуждаются в капитально-восстановительном ремонте. Таким образом, своевременное выявление и ремонт слабого звена в элементах металлоконструкции могут существенно увеличить остаточный ресурс эскалатора.
Список литературы: